0 комментариев 672

Ученые МГУ выяснили, что кокарбоксилаза может подавить опухоль легких

Фармакологическая форма витамина В1 может оказывать негативное воздействие на новообразование, не затрагивая при этом здоровые клетки

Ученые МГУ обнаружили, что кокарбоксилаза в высоких дозах может оказывать негативное воздействие на клетки рака легкого, не затрагивая при этом здоровые, сообщает пресс-служба МГУ. Кокарбоксилаза — фармакологическая форма витамина В1, которая широко применяется в медицине при диабете, почечной, печеночной и сердечной недостаточности и ряде других заболеваний. Исследование проводили на клетках в условиях лаборатории. Работа выполнена при поддержке гранта Российского научного фонда и опубликована в International Journal of Molecular Sciences.

«Новые данные о противораковом действии высоких доз кокарбоксилазы и их безопасности для нормальных клеток могут иметь медицинское применение при лечении рака легкого, особенно в комбинации с другими средствами. Теперь требуются клинические исследования такого действия кокарбоксилазы», — рассказала руководитель проекта по гранту РНФ Виктория Буник, доктор химических наук, ведущий научный сотрудник отдела биокинетики Научно-исследовательского института физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ и Сеченовского университета.

Рак легкого — один из наиболее тяжело поддающихся лечению типов рака, который занимает первое место по летальности среди больных (около 60%). Также он и самый распространенный, особенно в развитых странах. Причин возникновения этого заболевания много, и основная — курение. Кроме того, страдают работники текстильной промышленности, строительных фирм, шахтеры и представители прочих профессий, трудящихся при высоком содержании в воздухе пыли, особенно асбестовой. «Вина» может лежать и на некоторых вирусах, например, вирусе папилломы человека. Ежегодно ведутся исследования по разработке новых методов лечения рака легкого. Так, российским ученым из НИИ Физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ в ходе исследования удалось обнаружить, что кокарбоксилаза может помочь в борьбе с этим смертельно опасным заболеванием.

Кокарбоксилаза применяется в медицине в составе комплексной терапии самых различных заболеваний: диабета (в том числе диабетической комы), почечной и печеночной недостаточности, нарушений сердечного ритма и многих других. Это соединение образуется из витамина В1, или тиамина, и служит кофактором для ряда белков-ферментов. Связываясь с последними, кокарбоксилаза играет роль каталитического центра в реакциях отщепления группы –COOH от α-кетокислот и в реакциях обмена α-кетосахаров —вещество напрямую влияет на углеводный обмен и опосредованно на синтез нуклеиновых кислот, белков и липидов.

Кокарбоксилаза может подавлять рак легких следующим образом. Известно, что трипептид глутатион усиливает устойчивость злокачественных опухолей к химио- и радиотерапии. Эта молекула имеет массу функций, но все они направлены на улучшение жизнеспособности клеток, особенно при вредных воздействиях. Ученые обнаружили, что повышенное содержание глутатиона в клетках рака легкого связано с низкой активностью полиферментного комплекса оксоглутаратдегидрогеназы (ОГДК), участника цикла трикарбоновых кислот — ключевого этапа клеточного дыхания и точки пересечения многих метаболических путей. Отсюда было сделано предположение, что активация 2-оксоглутаратдегидрогеназы снизит концентрацию глутатиона и, соответственно, способность раковых клеток к размножению. Одним из известных активаторов ОГДК и является кокарбоксилаза.

Чтобы проверить свою идею, авторы провели эксперимент in vitro на клетках рака легкого человека и нормальных эпителиальных (заболевание поражает именно их) клетках обезьяны. Выяснилось, что кокарбоксилаза активирует ОГДК только в первом случае, когда активность фермента исходно низкая. Поэтому и уровень глутатиона, и клеточная жизнеспособность снижаются при действии кокарбоксилазы только в раковых клетках. По-видимому, изменения обмена веществ в них стимулируют побочную реакцию ОГДК — генерацию активных форм кислорода, с которой раковые клетки и борются, снижая уровень ОГДК по сравнению с нормальными клетками. Данное предположение ученые подтвердили, показав сходство действия в раковых клетках кокарбоксилазы и известного индуктора активных форм кислорода — наиболее часто применяемого для лечения рака легких препарата цисплатина.

Источник: www.msu.ru