0 комментариев 935

Ученые МФТИ и ИОФ РАН разработали материал для адресной доставки лекарств в клетки

Исследователи Московского физико-технического института (МФТИ) и Института общей физики РАН создали материал для адресной доставки лекарств в клетки. Он не только полезен для лечения ряда тяжелых заболеваний, но и может использоваться для экспресс-анализа ДНК, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу МФТИ.

"Группа российских ученых под руководством Максима Никитина из МФТИ представила уникальный по своим свойствам "умный" материал, который может быть использован как для экспресс-анализа ДНК, так и для создания нового поколения средств лечения рака и других сложных заболеваний", - говорится в сообщении.

Доставка лекарств к пораженным клеткам является слабым звеном диагностики и терапии. В идеале лекарство должно попадать адресно, только в больные клетки, не нанося при этом никакого вреда здоровым. Отличить пораженную болезнью (например, раком) клетку от здоровой возможно по различным соединениям (маркерам) на ее поверхности или в ее окружении, продуктам жизнедеятельности или различным сигналам, передаваемым другим клеткам организма.

Существующие лекарства выделяют больные клетки по одному такому маркеру. Однако почти всегда маркеры больной клетки есть и на здоровых, только в меньшем количестве. Именно поэтому существующие системы адресной доставки несовершенны. Для увеличения специфичности доставки лекарств необходимы "умные" материалы, способные анализировать сразу несколько параметров своего окружения и более точно находить "мишень".

За последние годы было проведено множество исследований для поиска и создания таких материалов. Однако их главным слабым местом оставалась низкая чувствительность к маркерам заболеваний. В новой работе российским ученым удалось разработать материал, который обладает сверхчувствительностью к ДНК-сигналам, не просто на несколько порядков превышающей чувствительность всех остальных материалов, но и лучшей, чем абсолютное большинство существующих экспресс-тестов ДНК.

Добиться этого результата исследователям помог обнаруженный ими феномен необычного поведения ДНК-молекул на поверхности наночастиц. Разработанная с учетом полученных данных технология, как пояснили в МФТИ, открывает новые перспективы в области геномных технологий как с точки зрения экспресс-диагностики ДНК вне лабораторных условий (на дому, в "полевых условиях" и т. п.), так и для построения терапевтических наноматериалов нового поколения.

Источник: nauka.tass.ru