В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, ученые объяснили, почему голубика имеет синий цвет, несмотря на темно-красный цвет пигментов в кожице плодов.

Голубой цвет ягод обеспечивается слоем воска, который окружает плоды и состоит из миниатюрных структур, рассеивающих синий и ультрафиолетовый свет. Благодаря этому голубика выглядит синей для людей и сине-ультрафиолетовой для птиц. Хроматическое отражение голубого ультрафиолета возникает из-за взаимодействия беспорядочно расположенных кристаллических структур эпикутикулярного воска со светом, сообщает Бристольский университет.

Рокс Миддлтон, научный сотрудник Бристольской школы биологических наук, пояснил: «Синий цвет голубики нельзя "извлечь" путем сжимания, потому что он не содержится в пигментированном соке, который можно выжать из плода. Мы удалили воск и перекристаллизовали его на картоне, что позволило нам создать совершенно новое голубое УФ-покрытие».

Толщина ультратонкого красителя составляет около двух микрон, он заметно синеет и хорошо отражает ультрафиолет, возможно, прокладывая путь для новых методов окрашивания. «Это показывает, что природа эволюционировала, чтобы использовать действительно изящный трюк – ультратонкий слой для важного красителя», – добавил Рокс.

Большинство растений покрыты слоем воска, который выполняет множество функций, многие из которых ученые до сих пор не поняли. Они знают, что он может быть очень эффективным гидрофобным и самоочищающимся покрытием, но только сейчас они поняли, насколько важна его структура для видимой окраски.

Теперь команда планирует найти более простые способы воссоздания покрытия и его нанесения, что может привести к созданию более устойчивой, биосовместимой и даже съедобной УФ- и синеотражающей краски. Кроме того, такие покрытия могут выполнять те же многочисленные функции, что и естественные биологические, защищающие растения.

Ученые добавили: «Было очень интересно обнаружить неизвестный механизм окрашивания прямо у нас под носом, на популярных фруктах, которые мы выращиваем и постоянно едим. Еще интереснее было воспроизвести этот цвет, собрав воск и создав новое голубое покрытие, которого никто раньше не видел. Воплотить всю функциональность природного воска в искусственно созданных материалах – это мечта!».

[Фото: Rox Middleton]