По мере того как на планете будет становиться жарче, виды животных и растений во всем мире будут сталкиваться с новыми, потенциально непредсказуемыми условиями жизни, что может привести к беспрецедентным изменениям в экосистемах. В исследовании, проведенном учеными Университета Макгилла в Канаде (McGill University), изучается значение температуры для определения места обитания видов животных в настоящее время, чтобы понять, как потепление повлияет на места их обитания в будущем. Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.

Исследователи проверили роль температуры как фактора, который может ограничить потенциальный ареал обитания видов. Они сравнили температуры и территории, где в настоящее время обитают 460 видов холоднокровных животных, с местами, где они могли бы жить, исходя из их толерантности к температурам.

В отличие от обитающих в океане, сухопутные животные, такие как рептилии, амфибии и насекомые, имеют ареалы обитания, на которые температура оказывает меньшее непосредственное влияние. По словам исследователей, чем выше вид по широте, тем меньше он склонен жить в районах, расположенных вблизи экватора, где температура для него вполне терпима. Это означает, что не воздействие температуры, а негативное взаимодействие с другими видами, конкурентами или паразитами может удерживать виды вдали от потенциальных мест обитания.

«Неудивительно, что температура не всегда ограничивает ареалы видов, но удивительно то, что, несмотря на всю сложность ситуации, мы обнаружили общие взаимосвязи в роли температуры для разных видов», – говорит ведущий автор исследования Никки Мур (Nikki A. Moore). Обнаруженная учеными закономерность помогает разрешить две противоречивые гипотезы о распространении жизни на Земле.

В то время как долгое время считалось, что ареалы видов в меньшей степени ограничены температурой и в большей – взаимодействием видов в тропиках, новая работа показывает, что виды, обитающие в более высоких широтах, все больше исключаются из своих потенциальных ареалов в тропиках, что подтверждает идею компромисса между широкой термоустойчивостью и нахождением в тропиках.

По словам исследователей, хотя полученные результаты дают представление о чувствительности видов к изменению климата в различных регионах и широтах, следующим шагом в изучении должна стать проверка этих прогнозов с помощью реальных наблюдений за смещением ареалов.

Для прогнозирования того, как распределение видов реагирует на температуру, необходимы качественные наблюдения за местами обитания видов. Любой желающий может внести свой вклад в расширение знаний о распределении видов с помощью приложения iNaturalist.