Объем рабочей памяти человека зависит от способности контролировать внимание, но не от селективного внимания. К такому выводу пришел коллектив ученых из России (УрФУ, Психологический институт РАО, МГУ имени Ломоносова) и Германии, который провел исследование когнитивных факторов, определяющих индивидуальные различия в емкости рабочей памяти. Результаты исследования опубликованы в журнале Behavioral Sciences.

По словам Александра Котюсова, емкость рабочей памяти в значительной степени определяет успехи в учебе и работе. Фото: Никита Лядов

По словам Александра Котюсова, емкость рабочей памяти в значительной степени определяет успехи в учебе и работе. Фото: Никита Лядов

 

Оперативная (или рабочая) память — это совокупность процессов, позволяющих хранить и временно использовать информацию, чтобы понимать речь, читать, применять математические способности, обучать и рассуждать. Является одним из видов кратковременной памяти. Ученые выяснили: чем лучше человек концентрируется, тем больше информации он может запомнить и удержать в голове.

«Рабочая память — процесс, который обеспечивает удержание информации и возможность использовать ее для других когнитивных процессов. Чтобы что-то запомнить, нужно сначала поместить информацию в рабочую память. Например, когда нам нужно запомнить и ввести шесть цифр для оплаты онлайн-заказа, сначала мы должны поместить их в рабочую память, а только потом набирать на клавиатуре. Емкость рабочей памяти, то есть то, какое количество информации мы можем удерживать, в значительной степени определяет наши успехи в учебе, работе, в решении любых задач», — говорит младший научный сотрудник учебно-научной лаборатории нейротехнологий УрФУ Александр Котюсов.

В своей работе специалисты рассмотрели два основных фактора, которые связаны с объемом рабочей памяти — контроль внимания и селективное внимание. Контроль внимания, поясняет Александр Котюсов, это процесс удержания внимания на какой-то задаче и противодействия мешающей информации. Например, способность не отвлекаться на посторонний шум во время подготовки к экзамену в людном коридоре определяется тем, насколько мы можем контролировать свое внимание. Селективное внимание — способность лучше находить важную для нас информацию или предмет среди других подобных. Например, найти ключи среди разбросанных в беспорядке вещей на рабочем столе.

Исследование провели на русскоязычной выборке из 111 человек в возрасте от 18 до 37 лет. Участники выполняли различные задания на оценку рабочей памяти: запоминали и воспроизводили ряды цифр, букв, простых цветных объектов. Для оценки селективного внимания участникам предлагали решить задачу зрительного поиска: найти одну букву L среди множества букв T. Чтобы определить способность контролировать внимание, респондентам нужно было отреагировать на какой-то один представленный стимул и проигнорировать конкурирующий (например, прочитать слово, но не обратить внимание на его противоречивый цвет или направить взгляд в определенном направлении). В итоге с помощью методов статистического моделирования ученые подтвердили, что контроль внимания и емкость рабочей памяти достаточно сильно связаны, тогда как селективное внимание и рабочая память являются независимыми процессами.

«Существует множество зарубежных исследований на подобную тему. Особенностью нашего исследования была проверка закономерностей на российской выборке. То есть мы доказали, что культурные и языковые эффекты мало влияют на когнитивные процессы. Но главная новизна в том, что мы дополнительно исследовали фактор селективного внимания: он оказался не связан с емкостью рабочей памяти. Мы привели аргумент в пользу того, что между двумя процессами все-таки нет связи», — добавляет Александр Котюсов.

В планах ученых более подробно исследовать факторы индивидуальных различий: какие могут быть различия в работе мозга у людей с маленькой и большой емкостью рабочей памяти. Такое исследование позволит создать психофизиологическую модель различий в рабочей памяти, что важно как с фундаментальной точки зрения, так и для диагностики и развития когнитивных способностей.

 

Справка

Рабочая память помогает удержать в голове нужную информацию на то время, пока мы с ней работаем. С ее помощью можно объединять долговременную и кратковременную память с данными, которые человек получает посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Термин «рабочая память» ввели ученые Джордж Миллер, Евгений Галантер и Карл Прибрам в рамках теории, в которой ум человека сопоставляли с компьютером. С этим видом памяти связана знаменитая закономерность Миллера «Магическое число семь плюс-минус два», изложенная им в одноименной работе в 1956 году. Согласно этой теории, с помощью рабочей памяти человек может запомнить или повторить не больше 7 ± 2 элементов: семь букв, пять односложных слов, девять двоичных и восемь десятичных цифр. Однако недавние исследования Нельсона Коуэна показали, что рабочая память у большинства людей позволяет запомнить лишь 3–4 элемента — как, например, при запоминании номера телефона. В этом случае для удобства мы делим весь ряд цифр на блоки по 3–4 элемента.

 

Информация предоставлена пресс-службой Уральского федерального университета

Источник фото: urfu.ru