Коллектив российских ученых, в который вошли специалисты Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН (СПб ФИЦ РАН), составил подробную карту рельефа Магеллановых гор — это участок Тихого океана, дно которого содержит колоссальные запасы кобальта. Результаты работы позволят оценить количество и места локализации этого металла, который является важным сырьем для таких отраслей промышленности, как металлургия, нефтехимия и производство материалов для электроники. Кроме того, созданные карты будут применяться при разработке эффективных методов добычи кобальта.

Вид с корабля

Магеллановы горы — это дугообразная цепь вулканических построек (подводные возвышенности) протяженностью более 1,2 тыс. км, расположенная в Тихом океане восточнее Марианской впадины. В 1960-х годах советские исследователи обнаружили, что дно в этом районе покрыто “корками”, содержащими кобальт - ценный металл, который используется для получения сверхпрочных материалов (легированная сталь), применяемых в военной (броня танков, покрытие самолетов), космической (компоненты ракет, спутников), строительной и других отраслях.

По оценкам ученых, находящиеся на территории Магеллановых гор запасы кобальта значительно превышают все известные на сегодня месторождения. Поэтому в ближайшем будущем данный участок Тихого океана будет крайне востребован для мировой экономики. Согласно международному законодательству, Россия как страна, которая обнаружила месторождение, имеет лицензию по исследованию и разработке Магеллановых гор.

«Экспедиции в районе Магеллановых гор проводили комплексные исследования — это и геология, и экология, и изучение живых организмов. Конкретно мы занимались геоморфологией — составлением карт рельефа морского дна, а также изучением состава пород. Это важно сделать, чтобы оценить запасы кобальта, а также локализовать наиболее богатые участки. Без проведения этих работ эффективная добыча полезных ископаемых в принципе невозможна», рассказывает ведущий научный сотрудник Лаборатории географии и гидрологии СПб ФИЦ РАН Владимир Анохин.

Исследование морского дна велось с помощью целого комплекса различных методов. Так, для изучения состава пород на экспедиционное судно поднимались образцы с помощью драги (коробчатый пробоотборник), а толщина кобальтовых корок измерялась с помощью специальной буровой установки. Собранный материал геологи изучали на судне, а потом образцы поступали в лабораторию.

Ученые проводили изучение структуры и рельефа морского дна с помощью эхолота (прибор, использующий звуковые импульсы для обнаружения подводных объектов). Также для визуального исследования использовалась подводная видеосъемка.

«По итогам экспедиций мы смогли составить довольно подробную геоморфологическую карту на всю площадь Магеллановых гор (масштаб 1 мм = 500 м), аналогов которой в мире нет. Эта карта поможет нам оценить объем полезных ископаемых на этой территории, расположение крупнейших месторождений и понять, какие потребуются техника и инфраструктура для добычи ресурсов», — отмечает Владимир Анохин.

Исследовательские работы на территории Магеллановых гор проводились при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ. Экспедиции проводились на научных судах ГНЦ “Южморгеология” (Геленджик, входит в АО “Росгеология”). В экспедициях принимали участие специалисты различных научных институтов со всей России.

Источник информации и фото: пресс-служба СПб ФИЦ РАН