Группа под руководством Юго-Западного научно-исследовательского института (SwRI) использовала космический телескоп «Хаббл» для наблюдения за спутником Юпитера, Европой, в ультрафиолетовом диапазоне. На основе этих данных ученые составили карты, которые показывают концентрацию диоксида серы на задней стороне Европы, сообщает SwRI. Результаты исследования появились в The Planetary Science Journal.

«Относительно молодая поверхность Европы в основном состоит из водяного льда, хотя на ее поверхности были обнаружены и другие материалы, — сказала доктор Трейси Беккер, ведущий автор статьи. — Определение того, являются ли эти другие материалы родными для Европы, важно для понимания формирования и последующей эволюции Европы». Кроме того, оценка поверхностного материала может дать представление о составе подледного океана на Европе.

Большая часть диоксида серы находится в «заднем» полушарии спутника. Скорее всего, он сконцентрирован там, потому что магнитное поле Юпитера, вращающееся в одном направлении, улавливает частицы серы, извергаемые вулканами Ио, и отбрасывает их на заднюю сторону Европы, объясняют авторы работы. Ио — еще один из крупнейших спутников Юпитера, он считается самым геологически активным телом в Солнечной системе (причина — более 400 действующих вулканов). Магнитное поле Юпитера может вызывать химические реакции между водяным льдом и серой, в результате чего на поверхности Европы образуется диоксид серы.

SwRI продолжит эти исследования, используя ультрафиолетовый спектрограф Europa-UVS, который будет наблюдать за четвертым по величине спутником Юпитера с борта НАСА Europa Clipper, запуск которого запланирован на 2024 год. Ученые почти уверены, что под ледяной поверхностью Европы скрыт соленый океан, содержащий почти в два раза больше воды, чем во всех океанах Земли. Эта луна может быть самым многообещающим местом в нашей Солнечной системе, подходящим для какой-либо формы жизни за пределами Земли.

[Иллюстрация: NASA]