Ученые охарактеризовали последствия различных уровней воздействия трех химически различных смесей твердых частиц, полученных в Национальном институте стандартов и технологий (NIST), на модели клеток эпителия бронхов человека, сообщает электронное научное издание EurekAlert!. После воздействия авторы измерили изменения в экспрессии генов и морфологии клеток. Результаты исследования опубликованы в научном журнале PNAS Nexus.

Смеси твердых частиц «Городская» и «Мелкодисперсная», собранные в Сент-Луисе, штат Миссури, и Праге, соответственно, вызвали значительные изменения в экспрессии генов.

Твердые частицы, попадающие в дизельный двигатель, вызывают меньшие изменения. Более сильное воздействие вызвало более значительные изменения. Различные смеси твердых частиц также стали причиной морфологических изменений: при воздействии смесей «Городская» и «Мелкодисперсная» клетки эпителия бронхов становились меньше и более округлыми, чем при воздействии смеси «Дизель». Маленькие округлые клетки имели признаки значительного повреждения ДНК.

Далее авторы попытались определить, какие химические вещества ответственны за эти изменения. Уровни кадмия варьировались между тремя протестированными смесями. Кроме того, когда в смесь «Дизель» добавляли кадмий, она вызывала изменения, аналогичные тем, что происходили в смесях «Городская» и «Мелкодисперсная». Это указывает на то, что кадмий, по крайней мере, частично ответственен за различия в повреждении ДНК и токсичность смесей, считают авторы.

[Фото: Engels et al]