Большинство размножающихся в Арктике морских и околоводных птиц некритично подвержены риску токсичности ртути. К таким выводам пришли ученые подведомственных Минобрнауки России Мурманского морского биологического института РАН и Института биологических проблем Севера РАН совместно с зарубежными коллегами, исследовав риски воздействия токсичных веществ на арктических птиц.

В рамках работы ученые исследовали показатели здоровья у 24 видов морских и околоводных птиц, населяющих большую часть Арктики. Оценивалось содержание ртути в крови, скорлупе яиц, печени и перьях.

«Мы увидели, что лишь в нескольких популяциях арктических морских птиц концентрации ртути превышали контрольные показатели токсичности. Эти птицы размножаются в западной части Атлантического и Тихого океанов. Однако большинство морских птиц – около 95% – не имеют признаков отравления ртутью. Однако степень загрязнённости ртутью зависит не только от вида птиц (а следовательно, от образа жизни, добычи и вида корма) и мест гнездования, но и от районов их зимовки. Так, птицы, зимующие на акватории Баренцева моря, менее загрязнены по сравнению с птицами, проводящими зимовки в северной и северо-западной Атлантике, – сообщил научный сотрудник лаборатории орнитологии ММБИ Алексей Ежов. – У большинства арктических околоводных птиц концентрация ртути была низкой: примерно 45% особей не относились к категории риска, 2,5% – к категории высокого риска, и ни одна особь не относилась к категории серьезного риска».

Орнитологи пояснили, что масштабные исследования такого рода важны, поскольку Арктика считается поглотителем атмосферных отложений ртути. Этот опасный элемент может переноситься на большие расстояния атмосферными, океаническими и речными путями. Загрязнение ртутью увеличилось во всем мире из-за антропогенного воздействия. При этом репродуктивная система птиц особенно чувствительна к токсичности ртути: даже низкие концентрации воздействия могут привести к неблагоприятным последствиям.

«Хотя загрязнение ртутью в Арктике является низким для большинства видов птиц, необходимо наблюдать и учитывать другие факторы стресса. В условиях изменения климата даже небольшое превышение уровня загрязняющих веществ может вызвать неблагоприятные последствия. Так, при повышении температуры происходит таяние льдов, вечной мерзлоты, и в окружающую среду попадают ранее “законсервированные” загрязняющие вещества. Касаясь ртути – это особенно характерно для Канады и Аляски, где природные источники ртути наиболее существенные. Вместе с талыми водами эта ртуть попадает в окружающую среду, повышая и без того достаточно высокий природный фон», – заключил Алексей Ежов.

Новые исследования глобального воздействия ртути на арктических птиц ученые планируют проводить в рамках «мультистрессовости», беря во внимание болезни птиц и другие показатели. Понимание взаимодействия воздействия ртути и изменения климата может облегчить оценку потенциальных рисков для здоровья арктических птиц.

Работа проводилась по госзаданию Минобрнауки России, а также в рамках национальных и международных программ и проектов.

Результаты опубликованы в одном из международных изданий: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0048969722040414?via%3Dihub