Французские биологи обнаружили новый механизм, позволяющий бактерии Legionella pneumophila управлять иммунным ответом клеток, которые она заражает. Вырабатывая небольшую регуляторную РНК, бактерия выживает и размножается во время инфекции, сообщает Институт Пастера. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Legionella pneumophila – палочковидная бактерия из рода легионелл, которая процветает в теплых пресных водоемах, в системах горячего водоснабжения. Попадая в клетки организма, она вызывает «болезнь легионеров». Для этого бактерия использует специальные стратегии, которые помогают ей обойти иммунную защиту клеток-хозяев.

Недавно ученые определили очередной подобный механизм. Оказалось, что Legionella pneumophila оставляет в клетках организма везикулы, в которые она «упаковывает» небольшие регуляторные молекулы РНК. Эти регуляторные РНК имитируют эукариотические регуляторные РНК – микроРНК, – которые изначально существуют в клетке-хозяине.

Две бактериальные РНК, названные RsmY и тРНК-Phe, функционируют в клетке-хозяине подобно микроРНК. Они подавляют RIG-I, белок в клетке, который обнаруживает чужеродные молекулы РНК, чтобы вызывать иммунный ответ. Это приводит к ослаблению иммунного ответа хозяина и позволяет легионелле размножаться.

[Фото: INSTITUT PASTEUR]