Биологи обобщили данные по самым опасным биологическим видам, заселившим новые для них регионы Российской Федерации, преодолев большие расстояния, в том числе океаны. Чаще (в 62% случаев) «пришельцы» появлялись и появляются случайно – приплывают с кораблями или приезжают с культурными растениями. Есть чужеродные виды, которые были завезены специально: например, камчатский краб в Баренцевом море. Ученые выявили регионы страны с самой большой концентрацией таких организмов – это европейская часть России и побережье Черного моря. Специалисты считают, что на данных территориях занесенные организмы могут вызывать экологические катастрофы, оказывать вредное воздействие на сельское хозяйство, гидроэнергетику и здоровье населения. Результаты работы ученых, поддержанной грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале NeoBiota.

Основные регионы происхождения чужеродных видов из списка ста самых опасных инвазионных видов России. Источник: Варос Петросян

Организмы, проникающие за пределы исторических мест распространения, называют чужеродными, а при наличии их отрицательного влияния на экосистемы и здоровье человека — инвазионными. Это общемировое явление – большая экологическая проблема современности, так как она ведет к снижению биологического разнообразия экосистем, куда проникают чужаки. Известно, что инвазионные виды хорошо приспосабливаются к новым местам, где нет привычных для них хищников и паразитов, они могут приносить новые болезни, опасные для местных (аборигенных) биологических видов, или пополнять количество участников круговорота известных ранее заболеваний. Ученые видят в инвазиях большую не только экологическую, но и экономическую угрозу, так как распространение чужеродных организмов наносит вред гидроэнергетике, сельскому и рыбному хозяйству, лесному фонду и здоровью людей. Известными примерами инвазий, принесших огромный вред экономике России, являются борщевик Сосновского, колорадский жук, морской грецкий орех, рыба ротан, енот-полоскун и ондатра.

В 2000 году биологи разных стран составили список 100 самых опасных инвазионных видов мира, куда вошли микроорганизмы, водные и наземные растения, насекомые, земноводные, рыбы, птицы и млекопитающие, а в 2009 году обнародовали топ-100 опасных чужеродных организмов Европы. Российский аналогичный список появился лишь в 2018 году. Ученые из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН и Университета Оклахомы (США) собрали около 170 тысяч данных (записей) о встречаемости опасных инвазионных биологических видов на территории России и выявили основные закономерности их проникновения и расселения по стране. Исследователи проанализировали входящие в топ-100 морские, пресноводные и наземные организмы — от бактерий до млекопитающих, — среди которых преобладают растения (29) и насекомые (15). Ученые установили, что 62% видов из списка ста самых опасных инвазионных видов попали на новые территории в России случайно. Биологи показали, что это произошло из-за попадания этих видов в балластные воды судов и прилипания их к корпусу кораблей, а также из-за перевозки сельскохозяйственной продукции. Инвазионные виды, которых намеренно переселил человек, например карась серебряный, ондатра, американская норка, составили в топ-100 самых опасных инвазионных видов России 33%. Около 19 тысяч американских норок и более 330 тысяч ондатр были выпущены с 1928 по 1970 г. в различных регионах России.

Изучив потоки миграции инвазий, ученые выяснили, что Россию заселили чужеродные виды из разных регионов мира, но больше всего (31%) из Северной Америки, которая близка к России по эколого-климатическим условиям. Некоторые виды и ранее обитали в России, например, борщевик Сосновского – на Северном Кавказе, уссурийский полиграф, ротан и енотовидная собака – на Дальнем Востоке страны. Известно, что они вызывали экологические катастрофы на европейской территории России. По оценке специалистов, некоторые такие организмы (серебряный карась, черная крыса, домовая мышь) появились на территории современной России ранее XVI века, то есть более 400 лет назад. Биологи показали, что виды, пришедшие 190 и более лет назад, сейчас распространены почти по всей стране. Таких давних вселенцев – 18, но стремительный рост количества инвазионных видов в России начался еще со второй половины XX века. Большинство (56) инвазионных видов из топ-100 – это организмы локального распространения. К их числу, например, относятся лягушачий грибок-убийца, азиатская мидия и красноухая черепаха. Области их распространения пока охватывают один или несколько соседних регионов, но математические расчеты говорят, что именно такие (локальные) чужаки могут более широко распространяться в подходящие новые регионы, чем инвазионные организмы глобального расселения.

«Среди видов, которые характеризуются высоким потенциалом для дальнейшего расселения, мы отмечаем амброзию трехраздельную. Это растение засоряет поля и относится к сильным аллергенам для людей. И в целом, кроме моллюска тередо и камчатского краба, все виды из нашего списка самых опасных чужеродных инвазионных видов имеют большой потенциал для дальнейшего расселения», — рассказывает руководитель проекта РНФ Варос Петросян, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН.

Используя математические модели ареалов расселения чужеродных видов и ГИС-технологии, ученые выявили на территории России зоны с самой высокой концентрацией инвазионных организмов. Таким районом стала центральная (европейская) часть страны, где много дорог и проходят водные пути, соединившие Балтийское море с южными морями России. Также высокую концентрацию чужеродных видов биологи отметили на юге России, в частности на побережье Черного моря. Исследователи ожидают самое высокое отрицательное воздействие инвазий на водные и наземные экосистемы именно в указанных районах.

По прогнозам, чужеродные виды будут и дальше расселяться в экологически приемлемые регионы России, поскольку меры по предотвращению их распространения и/или ограничению численности в России применяются только для 19 видов. Известно также, что специалисты разработали механические, химические и биологические методы борьбы для 62 инвазионных видов. Тем не менее для 38 видов не существует методов контроля роста популяции ни в России, ни в мире. Несмотря на это, природоохранные организации страны могут использовать данные биологов о чужеродных видах и местах их расселения для планирования мер по ограничению дальнейших инвазий.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Российского научного фонда