Учёные Крымского федерального университета начали проводить анализ генетической однородности посадочного материала, полученного в условиях in vitro. Это позволит отбраковать растения-мутанты и получать высококачественные однородные клоны. Об этом сообщил зав. лабораторией микроклонального размножения растений Крымского федерального университета Лавр Крюков.

Зав. лабораторией микроклонального размножения растений Крымского федерального университета Лавр Крюков

«Клонирование – один из основных способов коммерческого размножения растений во всём мире. Главной причиной его популярности является получение в результате однородных растений. Однако при массовом размножении существует риск возникновения генетических изменений, мутаций, сомаклональной изменчивости, которая заключается в том, что полученный клон отличается от «растения-оригинала». Всё это может привести к потере исходных качеств, свойств и, как следствие, к убыткам», – рассказал зав. лабораторией микроклонального размножения растений Крымского федерального университета Лавр Крюков.

По его словам, специалисты подобрали специфические ДНК-маркеры исследуемых сортов земляники и винограда и начали анализ размноженных культур. Это позволит проверить их соответствие исходным формам.

«Есть такие термины, как фенотип (совокупность всех признаков и свойств растения) и генотип (совокупность всех генов, определяющих развитие этих признаков и свойств). Очень часто однородность определяют по фенотипу: листья одинаковой формы, ягоды с одинаковым вкусом и т.д. Однако генотип при этом может меняться, пусть незначительно, без внешних проявлений, но меняться. И со временем, когда изменений накопится достаточно, настанут и внешние проявления. Таким образом, молекулярно-генетический анализ позволяет отследить изменения генотипа, предотвратить распространение «мутантов», а также определить причины и условия их появления. Следующим нашим шагом станет генетическая паспортизация сортов, которая позволит контролировать их коммерческое распространение и защитить правообладателей», – добавил Лавр Крюков.

Исследования проводятся в рамках мегагранта «Биотехнология для развития садоводства: размножение оздоровленных сортов растений и масштабирование производства в Республике Крым». Учёные работают с такими культурами, как земляника, ежевика и виноград. На данный момент лаборатория Крымского федерального университета насчитывает порядка 25 000 растений.

Информация и фото предоставлены пресс-службой Крымского федерального университета