Ученые Института наук о Земле Тюменского государственного университета (ТюмГУ), Югорского государственного университета (Ханты-Мансийск), а также Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН (Томск) изучили баланс углерода торфяников, демонстрирующего реакцию торфяников на изменяющуюся окружающую среду. Результаты исследований опубликованы в журнале Land.

Торфяники Западно-Сибирской низменности представляют собой крупнейшую в мире площадь нетронутых торфяников. Они занимают большую часть всех торфяников Евразийского континента. В течение нескольких десятилетий их реакции на изменение климата не измерялись, что повлияло на их экосистемы. Будучи нетронутыми, они действуют как значительные поглотители и хранители углерода и воды, играют жизненно важную роль в качестве регуляторов климата в глобальном масштабе и являются источником уникального биоразнообразия.

Непрерывный мониторинг помогает фиксировать происходящие изменения в торфяниках (биоразнообразие, чистая первичная продукция, выбросы парниковых газов, скорость депонирования углерода и азота) и определять роль внешних факторов (климат, гидрология), влияющих на экосистемы торфяников.

В результате многолетних исследований на полевой станции «Мухрино», расположенной в зоне средней богатой торфом тайги, специалистам удалось собрать уникальные данные о функционировании нетронутых торфяников, их климате, гидрологии, биоразнообразии и углеродном балансе.

Они могут быть полезны для разработки комплексной модели прогнозирования функционирования торфяников и круговорота углерода, связанного с изменением климата. С ее помощью можно будет отслеживать выбросы углерода и принимать соответствующие решения, направленные на адаптацию людей к глобальным изменениям в окружающей среде.

Подготовила Лайма Мурадян, под редакцией Максима Майорова.

Источник фото: Jon on Unsplash