Учёные из МГУ имени М.В. Ломоносова разработали вакцину от COVID-19 на основе вируса табачной мозаики. В Институте Минобороны уже приступили к доклиническим испытаниям.

Растительные вирусы безопасны для людей, поэтому последние годы изучается возможность их применения для создания вакцин. Во многие вакцины добавляют адъюванты – усилители иммунитета. Чаще всего это соединения алюминия. Они исследованы и неоднократно проверены, но все же токсичны для организма. Биологи из МГУ решили использовать растительные вирусы как альтернативу соединениям алюминия.  Их не сложно получить, для исследований не нужны особые разрешения, а промышленное производство не требует значительных затрат.

После серии экспериментов учёные МГУ остановились на вирусе табачной мозаики (ВТМ). Он обладает интересным свойством: при нагревании из вирусов в форме вытянутых палочек можно получить сферические частицы с очень сильными иммуностимулирующими свойствами. При сравнительном анализе  они превзошли по свойствам соединения алюминия. Также поверхность сферических частиц ВТМ притягивает белки любого размера и состава, в том числе антигены любых опасных вирусов, например, SARS-CoV-2. Размер шариков можно регулировать в диапазоне от 50 до 1000 нанометров. Частицы абсолютно безопасны для человека, ведь они состоят только из белка оболочки и не содержат нуклеиновой кислоты – генома вируса.

«С помощью этой технологии можно создать вакцину практически против любого патогена человека, неважно, вируса или бактерии, – рассказала руководитель исследования, заведующий кафедрой вирусологии биологического факультета МГУ доктор биологических наук, профессор Ольга Карпова. – Схема получения вакцинного кандидата достаточно проста: заражаем растения табака, после инкубации выделяем из них очищенный препарат вируса табачной мозаики, который в течение короткого времени нагреваем при 94 градусах Цельсия. В результате образуются сферические частицы контролируемого размера. Параллельно с применением генно-инженерных подходов создаем генетическую конструкцию рекомбинантного белка – целевого антигена».

В МГУ разработали несколько потенциальных вакцин: против ротавирусной инфекции, краснухи и сибирской язвы. Препарат против краснухи успешно прошел доклинические испытания. Следующая в очереди – вакцина от коронавируса. Доклинические исследования на животных закончатся через полгода. Потом вакцину протестируют на добровольцах. При успешном исходе клинических испытаний уже через год вакцину на основе вируса табака будут выпускать в промышленных масштабах.

Источник фото на странице: CDC on Unsplash