Сегодня исполняется 25 лет «космическому дому» человечества — Международной космической станции. 20 ноября 1998 г. ракета-носитель «Протон-К» вывела в космос российский функционально-грузовой блок «Заря». В том же году с «Зарей» состыковался американский узловой модуль Unity, который был доставлен на орбиту на шаттле «Индевор». Так началась история работы самого большого рукотворного объекта на орбите планеты.

«С 2 ноября 2000 г. на МКС непрерывно работают экипажи длительных экспедиций. Сейчас на станции проводит научные исследования и эксперименты экипаж 70-й длительной экспедиции»,сообщается на официальном сайте «Роскосмоса».

В работе на Международной космической станции участвуют 15 государств: Россия, США, Япония, Канада, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция. За четверть века на МКС побывали 273 человека из 21 страны, включая 59 россиян, 165 американцев, 11 японцев, 9 канадцев и 5 итальянцев. Новый рекорд по длительности пребывания на станции установили в 2022-2023 гг. россияне Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин и американец Франциско Рубио, проведя на МКС 370 суток 21 ч 22 мин.

За 25 лет работы на Международной космической станции состоялись 269 выходов в открытый космос. В них приняли участие 154 человека, включая 38 россиян и 97 американцев.

МКС состоит из двух сегментов: российского и американского. Российский сегмент включает функционально-грузовой блок «Заря», служебный модуль «Звезда», лабораторный модуль «Наука», малые исследовательские модули «Рассвет» и «Поиск» и узловой модуль «Причал». В американский сегмент входят узловые модули Unity, Harmony и Tranquility, экспериментальный модуль Kibo, лабораторные модули Columbus и Destiny, шлюзовой отсек Quest, обзорный модуль Cupola, многоцелевой модуль Leonardo и надувной модуль BEAM. За четверть века к МКС состоялись пуски 115 пилотируемых, 152 грузовых и 5 беспилотных кораблей. К настоящему времени было проведено 350 коррекций орбиты станции.

Сейчас на МКС работают три космонавта «Роскосмоса» — Олег Кононенко, Николай Чуб и Константин Борисов, астронавты NASA Жасмин Могбели и Лорал О’Хара, астронавт Европейского космического агентства (ESA) Андреас Могенсен и астронавт Японского агентства аэрокосмических исследований Сатоси Фурукава.

Источник: Госкорпорация «Роскосмос». Четверть века полету Международной космической станции