0 комментариев 427

У птиц обнаружено умение экстраполировать свое положение на магнитной карте Земли

Благодаря этому они могут ориентироваться даже в незнакомой местности

Как сообщает информационное агентство ТАСС, орнитологи выяснили, что перелетные птицы могут находить дорогу домой из незнакомых мест благодаря умению экстраполировать свое положение на магнитной карте местности. Статью с описанием их исследования опубликовал научный журнал Current Biology.

© Сергей Фадеичев/ТАСС

"Перелетные птицы освоили то, что мы называем "истинной навигацией", то есть они могут вернуться из незнакомой местности "домой", не опираясь при этом на знакомые ориентиры и информацию с предыдущего перелета", – объяснил один из авторов работы, научный сотрудник Килского университета (Великобритания) Дмитрий Кишкинев.

Из предыдущих исследований известно, что птицы не просто умеют ориентироваться по магнитному полю Земли, но и пользуются своеобразной магнитной картой местности. Благодаря ей птицы находили дорогу домой, даже когда орнитологи перевозили их в совершенно незнакомую местность.

Чтобы проверить, как работает эта "карта", в частности могут ли птицы определять свое положение не по характерным особенностям магнитного поля Земли, а по особенностям местности и другим опознавательным знакам, ученые провели новую серию экспериментов. Они следили, как будут себя вести птицы под действием магнитных полей, свойства которых были им незнакомы.

​Для этого биологи поймали на юго-востоке Австрии несколько десятков тростниковых камышовок – небольших певчих птиц, которые летом живут на территории России и Европы, а зимой перелетают в центральную Африку. Ученые усадили их в специальные клетки, которые могут вырабатывать магнитные поля, имитирующие геомагнитную обстановку в окрестностях Нефтекамска.

Именно эту точку ученые выбрали потому, что австрийские камышовки никогда не бывали в Башкортостане, но при этом они вполне могли бы жить в окрестностях Нефтекамска, если бы их туда перевезли. Все остальные опознавательные черты, в том числе положение звезд на небе, запахи и общие очертания местности, никак не менялись.

Наблюдения показали, что "магнитная карта" во время миграции действительно была птицам важнее географических, астрономических или экологических ориентиров. Когда ученые включали магниты в клетках и "подделывали" магнитную широту и долготу местности, камышовки меняли направление движения и начинали лететь на юг – как будто они находились в Нефтекамске.

Кишкинев и его коллеги из Санкт-Петербургского государственного университета и Зоологического института РАН считают, что эта особенность говорит об умении перелетных птиц экстраполировать свое положение на магнитной карте. Они могут сопоставлять более ранние данные с поступающими прямо сейчас, заполняя таким образом "белые пятна" на этой карте. Благодаря этому птицы умеют определять, куда им нужно двигаться, чтобы достичь знакомой местности, при этом не зная ничего о географических или небесных ориентирах.

Насколько эта карта точна и могут ли птицы использовать ее для навигации или лишь для определения общего направления движения, ученые пока не узнали. Они надеются, что выяснить это удастся в дальнейших наблюдениях за поведением камышовок.

Источник: nauka.tass.ru