Ученые из Института Карнеги и Калифорнийского технологического института (США) составили модель, согласно которой некоторые из экзопланет с очень низкой плотностью могут быть опоясаны кольцами, сообщает пресс-служба Института Карнеги. Выводы исследователей представлены в The Astronomical Journal.

Некоторые из уже обнаруженных экзопланет напоминают сладкую вату: у них очень низкая масса и очень большой радиус. Такое соотношение дает низкую плотность, поэтому планеты кажутся совсем «воздушными». Однако, последнее исследование показывает, что эти небесные тела могут быть окружены кольцами, которые отчетливо не были видны на снимках телескопов.

В нашей Солнечной системе у всех планет, которые относятся к газовым и ледяным гигантам, есть кольца, состоящие из мелких тел, пыли и льда. Самый известный пример – кольца Сатурна. Но астрономам было трудно обнаружить другие кольцевые планеты, вращающиеся вокруг далеких звезд.

Обычно радиусы экзопланет измеряют во время транзитов. Это явление возникает, когда экзопланета проходит перед своей звездой-хозяином, вызывая провал в свете, исходящем от звезды. Чем больше размер провала, тем больше экзопланета. Ученые задались вопросом: что если кольцевая структура планет просто не видна нам и поэтому планета предстает перед нами в «искаженном» виде?

Пытаясь ответить на этот вопрос, исследователи смоделировали, как кольцевая экзопланета выглядела бы для астронома, который с помощью высокоточных инструментов наблюдает за тем, как планета проходит перед звездой-хозяином. Они также исследовали типы кольцевого материала, который мог бы окружать планеты.

Эти планеты, как правило, движутся по орбите в непосредственной близости от их звезд-хозяев, что означает, что кольца должны состоять скорее не из льда, а из каменистого материала. При этом радиусы каменистых колец могут быть настолько большими, если камни не очень пористые, поэтому не каждая экзопланета будет соответствовать полученной модели.

Авторы работы выделили три планеты, которые являются особенно хорошими кандидатами на роль кольцевых экзопланет: Kepler 87c и 177c, а также HIP 41378f.

Проверить свою гипотезу ученые смогут не раньше следующего года. В 2021 году будет запущен телескоп НАСА «Джеймс Уэбб», который сможет получит более точные и подробные изображения далеких небесных тел.

[Иллюстрация: ROBIN DIENEL AND COURTESY OF THE CARNEGIE INSTITUTION FOR SCIENCE]