Исследователи из Бостонского университета повторили работу сорокалетней давности, в которой с помощью новых методов окраски тканей и визуализации уточнили, чем отличается ультраструктура головного мозга дятлов от таковой у птиц, которые не долбят деревья. Оказалось, что в клетках мозга у дятлов накапливается тау-белок. У людей его скопления обнаруживают при ряде деменций и хронической травматической энцефалопатии. Научная статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Ученые взяли образцы мозговых тканей из десяти заспиртованных тушек дятлов, хранящихся в музейных коллекциях. В качестве контроля использовали аналогичный биоматериал пяти красноклювых трупиалов — североамериканских птиц, не долбящих деревья. Эти образцы разделили на серии срезов — микроскопически тонких пластинок нервной ткани. В жидкость, в которой они хранились, добавили антитела к тау-белку, а также серебро.

С помощью этих реагентов авторы работы выявили скопления тау-белка в белом веществе (проводящих отростках нервных клеток) головного мозга двух дятлов из трех, на которых окрашивание сработало корректно. Ни у одного из красноклювых трупиалов тау-белка не обнаружили. Подобное исследование проводили и в 1976 году, и тогда у дятлов не нашли никаких признаков повреждения нервной ткани. Однако использованный тогда метод окрашивания клеток  сейчас считается устаревшим, поэтому работу решили фактически провести заново.

Несмотря на наличие признаков повреждения нервной ткани — то есть скоплений тау-белка — у дятлов, по результатам этого исследования невозможно точно установить, страдает ли при этом функционирование мозга этих птиц. Стоит учесть, что шейные мышцы и череп дятлов имеют определенные особенности анатомии, позволяющие без переломов выдерживать серьезные нагрузки при ударе клюва о дерево — от 1200 до 1400 g, то есть на три порядка больше, чем сила тяжести. Нет оснований предполагать, что головной мозг этих птиц не имеет приспособлений для защиты от перегрузок.