У дятлов нашли признаки повреждения мозга

В мозге этих птиц в ряде случаев накапливается белок, избыток которого наблюдают при болезни Альцгеймера и других сходных недугах.

Исследователи из Бостонского университета повторили работу сорокалетней давности, в которой с помощью новых методов окраски тканей и визуализации уточнили, чем отличается ультраструктура головного мозга дятлов от таковой у птиц, которые не долбят деревья. Оказалось, что в клетках мозга у дятлов накапливается тау-белок. У людей его скопления обнаруживают при ряде деменций и хронической травматической энцефалопатии. Научная статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Ученые взяли образцы мозговых тканей из десяти заспиртованных тушек дятлов, хранящихся в музейных коллекциях. В качестве контроля использовали аналогичный биоматериал пяти красноклювых трупиалов — североамериканских птиц, не долбящих деревья. Эти образцы разделили на серии срезов — микроскопически тонких пластинок нервной ткани. В жидкость, в которой они хранились, добавили антитела к тау-белку, а также серебро.

С помощью этих реагентов авторы работы выявили скопления тау-белка в белом веществе (проводящих отростках нервных клеток) головного мозга двух дятлов из трех, на которых окрашивание сработало корректно. Ни у одного из красноклювых трупиалов тау-белка не обнаружили. Подобное исследование проводили и в 1976 году, и тогда у дятлов не нашли никаких признаков повреждения нервной ткани. Однако использованный тогда метод окрашивания клеток  сейчас считается устаревшим, поэтому работу решили фактически провести заново.

Несмотря на наличие признаков повреждения нервной ткани — то есть скоплений тау-белка — у дятлов, по результатам этого исследования невозможно точно установить, страдает ли при этом функционирование мозга этих птиц. Стоит учесть, что шейные мышцы и череп дятлов имеют определенные особенности анатомии, позволяющие без переломов выдерживать серьезные нагрузки при ударе клюва о дерево — от 1200 до 1400 g, то есть на три порядка больше, чем сила тяжести. Нет оснований предполагать, что головной мозг этих птиц не имеет приспособлений для защиты от перегрузок.

болезнь альцгеймера дятлы