Цветок ловит мух на запах умирающей пчелы

Церопегия Сандерсона выработала у себя в процессе эволюции сложную, но интересную модель опыления.

Южноафриканское растение церопегия Сандерсона (Ceropegia sandersonii) ловит мух на запах умирающей пчелы. Такое открытие сделали ботаники из университета Зальцбурга (Австрия), под руководством доктора Штефана Дёттерля (Stefan Dötterl). Их статью, опубликованную в журнале Current Biology, пересказывает сайт New Scientist.

Церопегия — не хищное растение, насекомые ей нужны не в качестве пищи, а в качестве опылителей. Поэтому цветок этого растения имеет вид ловушки из зонтикообразных лепестков. Когда насекомое попадает внутрь, цветок захлопывается и удерживает пленника внутри в течение примерно суток. После чего раскрывается и выпускает его на волю, но уже обмазанного пыльцой.

Австрийские ученые установили, что основной опылитель церопегии Сандерсона — мушки, питающиеся мертвыми медоносными пчелами. Обычно они кормятся на остатках трапезы пауков. Вопрос в том, как Ceropegia sandersonii привлекает этих мушек.

Чтобы выяснить это, Дёттерль с коллегами удерживали пчел в стеклянных трубочках, заставляя их выделять защитные химические вещества и затем выделяя их. Анализ показал, что многие из этих веществ выделяет также цветок церопегии. И примерно половину из них (4), как показали эксперименты, способны почувствовать и распознать мушки.

В финальном опыте ученые оставили в природе открытые ампулы, содержащие либо набор веществ, имитирующий запах умирающей пчелы, либо обычный ацетон. Ампулы первого типа привлекали по дюжине мушек в час, ампулы второго типа — ноль.

Главное «ноу-хау» цветка здесь состоит в том, что он испускает именно определенную комбинацию химических веществ. По отдельности их могут выделять и другие растения, но вместе — больше никто. «Мы не обнаружили других организмов, кроме пчел и этих цветков, которые выделяли бы все эти четыре компонента вместе», — подчеркнул Дёттерль.

Доктор Джереми Макнейл (Jeremy McNeil) из Западного университета в Лондоне (провинция Онтарио, Канада) назвал это отличным примером хитроумной стратегии опыления со стороны растения. «Похоже, есть много путей привлечь опылителя, — прокомментировал он. — Чем больше мы будем искать, я думаю, тем больше мы будем их находить».

В самом деле, недавно выяснилось, например, что некоторые орхидеи привлекают насекомых-кровососов, имитируя запах человеческого тела. Задействованы в опылении и другие механизмы: по последним данным,пчелы улавливают сигналы опыляемых ими растений с помощью электрочувствительных волосков.

ceropegia sandersonii насекомые опыление растений церопегия