Южноафриканское растение церопегия Сандерсона (Ceropegia sandersonii) ловит мух на запах умирающей пчелы. Такое открытие сделали ботаники из университета Зальцбурга (Австрия), под руководством доктора Штефана Дёттерля (Stefan Dötterl). Их статью, опубликованную в журнале Current Biology, пересказывает сайт New Scientist.

Церопегия — не хищное растение, насекомые ей нужны не в качестве пищи, а в качестве опылителей. Поэтому цветок этого растения имеет вид ловушки из зонтикообразных лепестков. Когда насекомое попадает внутрь, цветок захлопывается и удерживает пленника внутри в течение примерно суток. После чего раскрывается и выпускает его на волю, но уже обмазанного пыльцой.

Австрийские ученые установили, что основной опылитель церопегии Сандерсона — мушки, питающиеся мертвыми медоносными пчелами. Обычно они кормятся на остатках трапезы пауков. Вопрос в том, как Ceropegia sandersonii привлекает этих мушек.

Чтобы выяснить это, Дёттерль с коллегами удерживали пчел в стеклянных трубочках, заставляя их выделять защитные химические вещества и затем выделяя их. Анализ показал, что многие из этих веществ выделяет также цветок церопегии. И примерно половину из них (4), как показали эксперименты, способны почувствовать и распознать мушки.

В финальном опыте ученые оставили в природе открытые ампулы, содержащие либо набор веществ, имитирующий запах умирающей пчелы, либо обычный ацетон. Ампулы первого типа привлекали по дюжине мушек в час, ампулы второго типа — ноль.

Главное «ноу-хау» цветка здесь состоит в том, что он испускает именно определенную комбинацию химических веществ. По отдельности их могут выделять и другие растения, но вместе — больше никто. «Мы не обнаружили других организмов, кроме пчел и этих цветков, которые выделяли бы все эти четыре компонента вместе», — подчеркнул Дёттерль.

Доктор Джереми Макнейл (Jeremy McNeil) из Западного университета в Лондоне (провинция Онтарио, Канада) назвал это отличным примером хитроумной стратегии опыления со стороны растения. «Похоже, есть много путей привлечь опылителя, — прокомментировал он. — Чем больше мы будем искать, я думаю, тем больше мы будем их находить».

В самом деле, недавно выяснилось, например, что некоторые орхидеи привлекают насекомых-кровососов, имитируя запах человеческого тела. Задействованы в опылении и другие механизмы: по последним данным,пчелы улавливают сигналы опыляемых ими растений с помощью электрочувствительных волосков.