Пчелы улавливают сигналы цветов с помощью электрочувствительных волосков

Принцип тот же, как когда наши волосы «встают дыбом», притягиваясь к наэлектризованному воздушному шарику.

Пчелы улавливают сигналы опыляемых ими растений с помощью тонких электрочувствительных волосков, покрывающих их тело. Такое открытие сделали ученые из Бристольского университета (Великобритания), под руководством доктора Грегори Саттона (Gregory Sutton). Их статью об этом, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), пересказывает пресс-релиз университета.

Ранее ученые уже выяснили, что насекомые-опылители улавливают электрические сигналы, посылаемые им растениями. Однако до сих пор было непонятно, как именно это происходит. Саттон с коллегами смогли пролить свет на эту проблему.

Регистрируя вибрацию с помощью лазера, они выяснили, что как антенны, расположенные на голове пчел, так и покрывающие их тело антенны вибрируют под воздействием электрического поля. Однако волоски вибрируют чаще и с большей амплитудой. Более того, проанализировав работу нервной системы насекомого, ученые поняли, что только возбуждение волосков меняет ее работу.

Идеальными антеннами волоски становятся благодаря своему строению: легкие, но прочные, они, будучи наэлектризованными, движутся упруго, как маленькие рычажки. Так же устроены, например, улавливающие звуки волоски у пауков.

«Было интересно обнаружить, что крохотные волоски пчел танцуют под действием электрических полей, как волосы людей, когда к ним подносят [наэлектризованный] воздушный шарик. У многих насекомых на теле есть подобные волоски, а значит, возможно, многие представители мира насекомых могут быть также чувствительны к электрическим микрополям», — проанализировал доктор Саттон.

Ученые намерены продолжать изучение этого механизма, поскольку он играет важную роль в процессе опыления, а тот, в свою очередь — в жизни всей биосферы.

Напомним, недавно мы уже рассказывали о другом интереснейшем открытии в этой области: выяснилось, что цветы «настраивают» радужность своих лепестков под зрение пчел, чтобы тем было проще их запоминать.

вибрация пчелы электрические сигналы