Эксперты из Великобритании и США проанализировали последствия лавинообразного роста онлайн-покупок для ценообразования и рыночной конкуренции. Авторы изложили свои исследования в книге «Виртуальная конкуренция: перспективы и опасности для экономики, построенной на алгоритмах» (Virtual Competition: The Promise and Perils of the Algorithm-Driven Economy), где предупредили, что онлайн-шопинг может быть вовсе не дешевле оффлайнового. А то и дороже.

Ариэль Эзрахи (Ariel Ezrachi), эксперт по рыночным законам ЕС из Оксфордского университета и Морис Стак (Maurice E Stucke), эксперт по антимонопольным законам из Университета штата Теннесси в США изучили работу цифровых помощников, которые влияют на наш выбор товаров в интернете. Онлайновый шопинг становится очень персонализированным благодаря различным поисковым настройкам и сбору данных о предпочтениях пользователей. Авторы работы полагают, что пользователями манипулируют и помещают их в неоднозначное окружение, которое мешает свободе выбора. Такое окружение приводит к поведенческой дискриминации — обычно покупателю пытаются продать вещи по цене выше той, что мы бы хотели заплатить.

Эзрахи и Стак показали, что за устойчивой поведенческой дискриминацией в интернете стоят сетевые эффекты управления данными. Сегодня многие из нас служат объектами для манипуляции в сети. Наши результаты поиска могут быть изменены так, чтобы привести нас к покупкам по более высокой цене. Наш любимый онлайновый магазин может продать нам подороже, зная что раз мы постоянные клиенты, то вряд ли будем искать где-то еще на стороне. Некоторые сайты могут манипулировать ценой, исходя из нашего почтового индекса, поисковой истории и другой личной информации. Чем больше человек покупает онлайн разных вещей, тем больше данных собирают продавцы и тем больше возможностей у них, собрав данные о нашем личном поведении, повысить цену.

Когда появятся более продвинутые цифровые помощники, подобные Apple Siri, Alexa и Echo от Amazon, M от Facebook, Assistant от Google и т.п., мы, возможно, будем еще больше доверять их рекомендациям — ведь они так хорошо знают наши вкусы и предпочтения. А в результате их контроль над нашим онлайн-окружением и информацией, которую мы получаем, будет все расширяться.

«Мы должны осознавать, что поисковые системы, компьютерные боты и цифровые помощники реально работают не для покупателей, — сказал профессор Эзрахи. — Их владельцы — онлайн-платформы, рекламодатели и спонсоры. Основным бенефициаром будет тот, кто контролирует экосистему. Конечно, некоторые онлайн-магазины могут стать субъектами обычных свободных рыночных сил, но мы понятия не имеем о том, как и до каких пределов нас эксплуатирует цифровое окружение, потому что мы не видим непредвзято рынок в целом».