Цифровая, кибер-археология или археология больших данных — у специалистов сегодня нет единого мнения о том, как будет выглядеть археология будущего и какое название она будет носить. Но уже сейчас известно, что для того, чтобы составить представление о нынешнем поколении, будущим археологам придется иметь дело по большей части с цифровой информацией. Специалистам предстоит анализировать очень много данных, начиная от пабликов и мемов в соцсетях и заканчивая просмотром огромного количества страниц самых различных веб-сайтов.

Чтобы добыть артефакт прошлого и реконструировать его историю, ученые традиционно занимаются раскопками. Сегодня же культурные слои не только уходят под землю, но и сохраняются на разных цифровых носителях, оставляют следы в анналах сайтов, форумов, соцсетей и при этом представляют собой ценный источник для изучения цифровой культуры, отмечают специалисты. В глобальной сети спрятаны свои артефакты — посты, комментарии, страницы сайтов, видео, фотографии. Их поиском и изучением занимается интернет-археология. Для того, чтобы обсудить будущее цифровой археологии, в библиотеке им.Н.А.Некрасова (Москва) была организована дискуссия "Археология в сети: как правильно вести «цифровые раскопки»", где молодые специалисты поделились своими мыслями о новой науке.

«Если брать за социологическую единицу не интернет целиком, а какое-то отдельное сообщество в нем, то это сообщество вырабатывает и свои сетевые артефакты. По этим следам можно проследить и изучить историю этих интернет-сообществ и понять, например, кто был инфлюенсером того времени, как это все соединялось и так далее. Это более трезвый взгляд на соцсети и на то, как они влияют на наш мир», — прокомментировал один из участников дискуссии, аспирант МГУ, участник ведущей научной школы МГУ имени М.В. Ломоносова «Трансформации культуры, общества и истории: философско-теоретическое осмысление» Евгений Цуркан.

«Раньше считалось, что соцсети являются как бы расширением, дополнением личности человека. Но сейчас всё чаще говорят о другом подходе, когда происходит некий равный взаимообмен между человеком и соцсетью», — добавил один из участников дискуссии, научный сотрудник философского факультета МГУ, руководитель группы научного майнинга дирекции государственных интернет-проектов МИА «Россия сегодня» Владислав Рыженков.

Сегодня в археологии есть большое количество артефактов, которые до сих пор непоняты специалистами, не всегда известно, к примеру, для чего предназначалось то или иное орудие. Участники дискуссии отмечают, что такая же тенденция будет сохраняться и в интернет-археологии, и даже знание исторического контекста не может быть гарантом того, что, например, тот или иной мем, как явление, будет понят учеными. Причем взаимодействовать с цифровыми объектами подчас даже сложнее, чем с материальными.

«Есть такой сайт как web.archive.org, это американский проект, этим архивом пользуются интернет-археологи. Зайдя туда, вы можете посмотреть как выглядел тот или иной сайт в разные годы, например, в 2002, в 2010 и так далее. Что касается текстовой составляющей, то с этим нет проблем, но вот картинки не всегда могут отображаться корректно, соответственно и картина того времени будет не совсем точной», — приводит пример один из участников дискуссии, исследователь истории интернета, координатор Клуба любителей интернета и общества Леонид Юлдашев.

Большая работа предстоит археологам будущего и в области отделения настоящих новостей, информационных поводов от так называемых fake news, которых сегодня очень много в интернете. Помощниками цифровых археологов, помимо технических средств, должны по-прежнему оставаться здравый смысл, критическое мышление и наличие компетенций в своей области, отмечают участники дискуссии. Перед археологами будущего стоит много вызовов. Справятся ли они с ними? Время покажет.

Автор фото: Янина Хужина / «Научная Россия»