Ученые обнаружили у скворцов вида обыкновенная майна (или саранчовый скворец), обитающих в Пакистане, штамм вируса опасного для птиц заболевания, которое на две трети сократило популяцию обыкновенных зеленушек в Великобритании. Об этом команда исследователей сообщила в журнале Parasitology.

Птичий трихомоноз – острая хроническая болезнь, которая поражает пищеварительный канал. Он переносится паразитом, который в первую очередь заражает голубей и более крупных хищных птиц, которые питаются ими. Обычно больная птица становится источником трихомоноза, однако некоторые здоровые птицы также могут стать празитоносителями. Для скворцов майна эта болезнь не смертельна, однако их вид является одним их самых инвазивных видов в мире – эти птицы могут передавать болезнь другим пернатым.

В 2005 году ученые обнаружили эту болезнь среди певчих птиц, обитающих в Великобритании: она преимущественно затрагивала зябликов и обыкновенных зеленушек. С тех пор популяция последних сократилось с примерно 4,3 млн. размножающихся пар до менее 1,5 млн. Такие данные соответствовали ситуации 2016 года.

В 2011 году было обнаружено, что заболевание достигло популяций певчих птиц и в других европейских странах. Теперь исследователи из Университета Восточной Англии нашли его у другого вида – у скворца обыкновенная майна. Работая в партнерстве с Университетом сельского хозяйства Фейсалабада в Пакистане, исследователи изучили 167 птиц майна из восьми различных мест близ округа Файсалабад (провинция Пенджаб). Они обнаружили, что около 20% были инфицированы этим заболеванием и что на всех исследованных участках были обнаружены инфицированные птицы.

Болезнь, поражающая скворцов майна, отличается от той, которая встречается у британских певчих птиц. Лишь у немногих из зараженных птиц были явные признаки болезни. Предполагается, что скворцы этого вида не умирают от трихомоноза, но могут передавать заболевание другим видам. Саранчовые скворцы приживаются в любом регионе с теплым климатом и потому способны довольно быстро завоевать новую территорию и делить ее с другими видами птиц. Так, в XX веке ареал майны включил в себя и регионы Средней Азии: экзотическая птица стала одной из самых распространенных. Так как она является инвазивным видом, соседство с ними может стать опасным для других пернатых.

Ранее майна уже были замешаны в распространении птичьего гриппа при контакте с домашней птицей, поэтому это может вызывать беспокойство у фермеров, занимающихся птицеводством. Однако для дальнейшего изучения и тестирования необходимо выяснить, распространяется ли заболевание от скворцов майна к другим видам.

[Фото: Asim Mohal / Wikipedia]