Пленарный час секции был посвящен проблемам солнечного ветра, в частности его ослабления после 22-го солнечного цикла. Кроме того, была рассмотрена тема космической погоды и ее влияния на атмосферу Земли. Докладчиками были Юрий Ермолаев и Олег Трошичев, представившие наработки по своим темам.

Первым выступил руководитель группы исследований солнечного ветра отдела физики космической плазмы ИКИ РАН Юрий Ермолаев с докладом по теме «Возможные причины и следствия ослабления солнечного ветра после 22-го солнечного цикла».

Он проанализировал параметры солнечного ветра на основе базы данных OMNI NASA и «Каталога крупномасштабных явлений солнечного ветра» ИКИ РАН, который охватывает период с 1976 года по настоящее время, что совпадает с 21–24 циклами солнечной активности.

По его словам, солнечная активность в 23 и последующем 24 солнечных циклах, резко сократилась. Так, во время минимума между 22 и 23 циклами величины почти всех параметров (за исключением скорости) солнечного ветра и магнитного поля уменьшились на 20–40% и сохранились низкими в 23 и 24 циклах.

Так, упало тепловое давление, сократилось количество солнечных вспышек, изменился ряд характеристических плазменных размеров и частот, сократилось количество магнитных бурь. Особо заметным стало падение содержание ионов гелия во всех типах солнечного ветра: в 1,5 раза.

«Вариация ионного состава говорит о том, что наблюдаемое снижение солнечной активности — это не просто уменьшение числа солнечных вспышек, но и существенное изменение общего состояния короны. Такой вывод требует пересмотра наших представлений о физике формирования солнечного ветра», - пояснил Юрий Ермолаев.

По мнению докладчика, основной причиной сокращения солнечной активности являются   неизвестные процессы на Солнце.

Продолжил пленарное заседание заведующий лабораторией магнитосферных исследований Института Арктики и Антарктики Олег Трошичев с докладом «Влияние космической погоды на атмосферу Земли».

Космическая погода − это изменение условий на Солнце, в солнечном ветре, магнитосфере и ионосфере. Оно оказывает влияние на атмосферную циркуляцию, солнечную активность, ультрафиолетовое излучение, облачность и так далее.

Так, солнечный ветер, приходящий с Солнца, меняет химический состав атмосферы, что, в свою очередь отражается на ее радиационно-тепловом балансе. В итоге, все это сказывается на ветрах: скорость западного ветра увеличивается, расширяется площадь ветров дующих на высоких скоростях, увеличивается скорость зеркального ветра. Побочным эффектом нарушения этого механизма является изменение характера взаимодействия тропосферы и стратосферы.

Космическая погода оказывает влияние и на озоновый слой. Его реакция зависит от сезона: зимой он немного уменьшается и при этом не восстанавливается, летом он сокращается сильнее, но восстанавливается. В итоге, образуются озоновые дыры, которые, впрочем, быстро затягиваются.

Подводя итог, Олег Трошичев сказал, что в целом, влияние космической погоды на атмосферу Земли многогранное, в основном оно проявляется в полярных областях и зависит от полушария. По его словам, до конца механизм ее влияния на атмосферу не изучен, поэтому долгие годы работы в этом направлении еще впереди.