Тополя научатся разлагать яды

Специализированные бактерии помогают деревьям очищать грунтовые воды, так что тополиный пух, ужас аллергиков, будет уравновешен пользой от очистки грунтовых вод.

Шарон Доути (Sharon Doty), специалист по микробиологии растений из Университета штата Вашингтон, США, и ее коллеги, сумели выделить из конкретного экземпляра тополя (Populus nigra) очень эффективный штамм разлагающих токсины бактерий и ввели его другим деревьям. Это повысило природную способность тополей разлагать канцероген трихлорэтилен (ТХЭ) — промышленный растворитель, просачивающийся в грунтовые воды вблизи свалок. Таким образом, модифицированные деревья можно будет высаживать на территориях с сильно загрязненными грунтовыми водами, где они будут служить эффективным и недорогим средством очистки этих вод. Результаты своей работы ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Environmental Science & Technology.

Один из студентов Доути собрал микробов Enterobacter штамма PDN3 из стружек висконсинского тополя. Исследователи смочили взвесью этих бактерий свои гибридные саженцы и высадили их рядом с необработанными саженцами на трех площадках программы Superfund вблизи Сан-Франциско, сильно загрязненных трихлорэтиленом и выбранных для очистки правительством США.

Через три года положительный эффект стал очевидным. Почва вокруг «привитых» тополей содержала на 50% больше ионов хлора — безвредных остатков разложения молекул ТХЭ, чем почва вокруг тополей, не подвергавшихся обработке. Кроме того, у обработанных деревьев стволы были на 30% толще, чем у необработанных, что говорит о более здоровом росте. В общем, концентрация ТХЭ в месте посадок стала ниже максимального предела для питьевой воды, установленного Агентством по охране окружающей среды.

грунтовые воды загрязнение очистка тополь