В городе Тара Омской области нашли могильник, включающий более 90 захоронений. Это самая крупная находка, обнаруженная в этом раскопе. Работа выполнена студентами подведомственного Минобрнауки России Томского государственного университета (ТГУ).
Тара — средневековый город, расположенный в Омской области. Благодаря хорошо сохранившемуся культурному слою (слою земли на местах человеческих поселений, содержащих следы деятельности человека) археологам часто удается находить в этой местности уникальный материал.
Так, в этом году студенты факультета исторических и политических наук ТГУ во время летних раскопок, организованных в рамках ежегодной полевой археологической практики, обнаружили на городском кладбище крупное православное захоронение, состоящее из 90 могил и множества предметов быта. Основной вывод, к которому пришли историки, — отсутствие единого канона погребения у православных на средневековой Руси.
Среди найденных вещей ядро для затинной пищали — оружия XVII века, откопанное в поселенческом слое. Также в одном из могильников студенты обнаружили золотую серьгу — это редчайшая находка, поскольку в средние века в могилах православных обычно не оставляли украшения.
«Мы расчистили один из костяков и по антропологическому материалу определили, что это женское погребение. Нашли у нее в руке православный крест или, как мы их называем, «крест-тельник», а когда повернули череп, увидели, что под ним лежит блестящая золотая серьга в виде свернувшейся в кольцо змеи, кусающей себя за хвост. Сам образ змеи — очень древний и распространенный, и теперь нам нужно понять, «прочитать» то, что мы раскопали. Однозначно можно сказать, что эта женщина явно из семьи, которая могла себе позволить положить золотую вещь в могилу. По методике реконструкции лица по черепу эксперты смогут воссоздать облик женщины. На вопрос, к какому времени относится найденный могильник — XVII или XVIII веку, пока нет однозначного ответа — упоминаний о нем, описаний, обозначений в документах и картах того времени нет или они не сохранились. Археология для того периода времени – чрезвычайно важный источник новой информации», — говорит руководитель полевой практики, заведующая кафедрой археологии и исторического краеведения факультета исторических и политических наук ТГУ Мария Черная.
Все погребения располагались не в дощатых гробах, а в деревянных колодах, то есть в выдолбленных стволах деревьев. При этом кресты-тельники находились на груди умерших и лишь один был вложен в руку. По словам ученой, на тарском кладбище могил с тельниками оказалось в несколько раз меньше, чем погребенных, что отражает общую для того времени практику – отсутствие обязательного правила ношения креста, как и правила класть его в могилу.
Кладбище находилось за пределами стен Тары, хотя в то время хоронили и внутри городов – около церквей, рядом с жилыми постройками, а то и под полом дома как отголосок культа предков – пусть умерший охраняет своих сородичей. Глубина могил была разной – от 50 см до 1–1,3 м, варьировалась и их ориентация в пространстве. К примеру, в тарском могильнике захоронения расположены перпендикулярно друг к другу — по линиям север-юг и запад-восток.
«Один из наших коллег проанализировал положение рук погребенных по материалам разных могильников и насчитал несколько десятков — как они только не лежали! Здесь тоже какого-то правила не было. Археология хорошо показывает, что жесткого канона захоронения у православных средневековой Руси не было. Мы наблюдаем в ходе раскопок вариации в погребальном обряде, причины которых прозаичны: скажем, хоронили за пределами города, потому что внутри уже не хватало места, ориентировали могилу, исходя из планиграфических и топографических особенностей местности и т.д. В сознании наших предков, жизнь которых была весьма непростой, практическая сметка уживалась с иррациональными, мистическими представлениями о жизни и смерти, по сути своей, языческими. Так, люди того времени умели себя защищать, они владели правилами ведения боя, умели пользоваться оружием, детали и элементы которого — пули и пулелейки, курки, пищальные кремни, ножи, наконечники стрел и другие — представлены в раскопках. Вместе с тем свое жилое пространство они «обороняли» и посредством защитной магии, нанося сакральные метки на окна и двери. Это отражение так называемого «народного варианта» православия, носителями которого были наши предки», — продолжает Мария Черная.
Среди прочих находок тарской экспедиции — монеты, фрагменты гончарной керамики, железные ножи, подковы, игральные фишки и кубик, другие предметы.
Благодаря труду студентов ТГУ, Омского государственного университета и волонтеров военно-исторического клуба «Служилые люди Сибири», также принимавших участие в летней полевой практике 2022 года, объявленного годом народного творчества и нематериального культурного наследия народов России, коллекцию кабинета антропологии Томского государственного университета пополнит новый антропологический материал.
Информация и фото предоставлены пресс-службой Минобрнауки России
Источник фото: студенты и сотрудники ФИПН ТГУ