Источник фото: ru.123rf.com

Представители Междисциплинарной научно-образовательной школы «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект» МГУ с помощью магнитоэнцефалографии исследовали, как мозг кодирует комплексные сигналы в процессе обучения. Результаты опубликованы в журнале «Экспериментальная психология». Ученые выяснили, что при комплексном стимуле мозга вовлекаются механизмы связывания, в которых тета-ритм выступает универсальным кодом взаимодействия гиппокампа и коры.

Человеческое поведение во многом зависит от умения воспринимать и объединять отдельные стимулы в целостные образы. Такие механизмы — основа обучения и памяти. Однако роль коры больших полушарий и гиппокампа в связывании элементов в единую конфигурацию оставалась до конца неясной.

В исследовании ученых МГУ участникам предъявляли зрительные и слуховые стимулы — как по отдельности, так и в виде комплексных комбинаций. Часть из них сопровождалась электрокожным раздражением. Ученые анализировали активность мозга с помощью магнитоэнцефалографии, фиксируя колебания в тета-диапазоне. Тета-ритм (4-12 Гц) является главным ритмом, организующим нейронную активность гиппокампа во время решения поведенческих (когнитивных) задач. 

Результаты показали, что именно при обучении на комплексные стимулы мощность тета-осцилляций значительно возрастает, причем активируются префронтальные, височные и теменно-затылочные области мозга. Это свидетельствует о взаимодействии гиппокампа с ассоциативными зонами новой коры при формировании целостных представлений.

«Наши данные показывают: когда мозг сталкивается с комплексным стимулом, он работает не просто как сумма отдельных элементов. Вовлекаются механизмы связывания, в которых тета-ритм выступают универсальным кодом взаимодействия гиппокампа и коры. Это позволяет человеку быстрее формировать целостные ассоциации и делает поведение более адаптивным», — подчеркивает Борис Чернышев, доцент кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ.

Работа показывает фундаментальное значение конфигурационного обучения: именно оно обеспечивает способность человека распознавать сложные образы и предсказывать события на основе многокомпонентных сигналов.

 

Информация предоставлена пресс-службой МГУ

Источник фото: ru.123rf.com