Цефалоподы “под” MDMA (высокое содержание 3,4-метилендиоксиметамфетамин) помогают понять первопричину социального поведения

 

Несколько осьминогов, похоже, совсем недавно стали самыми счастливыми экземплярами среди всех своих разновидностей в истории планеты, после того, как исследователи ввели им 3,4-метилендиоксиметамфетамин (MDMA), лекгкий наркотик (“наркотик тусовок”) часто называемый “Молли” или Экстази (Бурный восторг).

Это можно расценивать как заявку на соискание  “Нобелевской премии,”, но ученые, принимавшие участие в в написании научной монографии, опубликованной в октябре издательством “Современная Биология”, заявляют, что “легкая танцующая походка” цефалоподов может нам помочь лучше понять основы социабельности в  мире  животных- включая и  человека.

“Так как мы - люди, нам не безразлично и мы хотим знать, откуда мы пришли в этот мир,” - говорит Гал Долен, невролог Школы Медицины Джона Хопкинса и соавтора новой публикации. “MDMA - удивительный инструмент для изучения социального поведения у различных  видов живых существ.”

MDMA (абривиатура для “3,4 метилендиоксиметамфетамина”) связывается с белками-переносчиками в нейронах, значительно увеличивая активацию  сигнального пути химического серотонина.

Этот всплеск серотонина вызывает чувство эйфории и социабельности.

Большое число опытов по действию препарата было проведено на мышах и крысах, ответная реакция которых была точно такой же, как и у людей.

Грызуны и люди разошлись друг от друга на дереве эволюции приблизительно 75 миллионов лет назад, а от осьминогов нас отделяет временной период в 500 миллионов лет.

 

Умственные способности беспозвоночного осьминога Цефалопода в разы отличаются от нашего, собственного; у них отсутствуют такие области как кора, подкорковые узлы и центр удовольствия, которые  мы обычно связываем с комплексом исходного личностного поведения.

“Изучение того, как серотонин влияет на живое существо, имеет долгую историю, и отличается от методов изучения человека гораздо больше, чем можно думать, от методов изучения, скажем, грызунов — однако это может помочь ответить на вопрос, играет ли активация  сигнального пути химического серотонина определенную роль в посредничестве дружественных взаимодействий и коммуникации у человека или это функция, развившаяся позже”, - говорит Долен.

Долен и ее соавтор Эрик Эдсинджер, коллега по исследованию из Морской Биологической Лаборатории в Вудз Хоуле (Woods Hole), Массачусетс, поместили пары Калифорнийских двухпятнистых осьминогов - типично антисоциальный вид — вместе в одном резервуаре.

 

Одно животное в каждой паре было отделено от другого клеткой, которая, однако, позволяла ему видеть, чувствовать запах и трогать другого осьминога, но препятствовала дракам между ними. Как и ожидалось, свободно плавающие осьминоги проводили больше времени на другой стороне резервуара, максимально возможно дальше от особей, находящихся в клетках.

Ситуация кардинально изменилась, когда свободно перемещавшиеся осьминоги были помещены в резервуар, в воде которого был растворен MDMA, а затем были вновь возвращены в экспериментальный резервуар .

 

Подобно людям в состоянии буйства, осьминоги «под MDMA» «расслабились», зашевелили своими руками и стали кувырк - образно передвигаться в воде. Это выглядело так,  как если бы они танцевали.

Они проводили значительно больше времени около содержащихся в клетке партнеров, иногда пытаясь коснуться их и даже принимая положение объятия вокруг контейнерной петли.

 

«Подобные «экстазивные» реакции осьминогов позволяют предложить, что области мозга человека, так близко ассоциируемые с социальным связями и приветливостью, могут считаться эволюционными случайными свойствами, а не необходимыми качествами»,- говорит Долен. «Этот факт указывает на важность понимания функции на молекулярном  уровне,»- добавляет она. «Сосредоточенность на областях мозга не дает нам подробную картину.»

 

источник Журнал Саентифик Американ №12 2018

Автор: - Рэйчел Навер

Перевод: Энигма Л.Н.