Ученые пришли к выводу, что грамматика языка отражает историю и связана с нашей генетикой больше, чем другие культурные особенности, - пишет eurekalert.org.

Люди всегда были в движении, создавая сложную историю языков и культурных традиций, разбросанных по всему миру. Международная группа под руководством UZH проследила семейства родственных языков на протяжении более 10 000 лет, объединив данные генетики, лингвистики и музыковедения с использованием новых цифровых методов. Их выводы: грамматика лучше всего отражает общую предысторию населения и, следовательно, связана с генетикой больше, чем любые другие культурные особенности.

С самого начала своего существования некоторые группы населения разделились, а другие объединились, оставив глубокий след в местных языках и культурных традициях. Реконструкция истории остается сложной задачей. В зависимости от места происхождения в настоящее время в мире говорят на более чем 7000 языков.

Этот огромный диапазон также обнаруживается в генетической изменчивости. Согласно Чарльзу Дарвину, гены и культура развиваются одинаково, передаваясь из поколения в поколение с небольшими вариациями на каждом этапе. «Когда развитие человека перестает определяться только эволюцией, это является признаком контакта в истории населения, будь он дружеский, например, торговля, или недружелюбный, например, завоевания», - говорит Бальтазар Бикель - профессор кафедры сравнительного языкознания Цюрихский университет.

Международная команда под руководством Цюрихского университета определила, какие данные показывают наилучшую корреляцию между генетическим и культурным разнообразием, объединив данные из генетики, лингвистики и музыковедения с использованием новых цифровых методов. Команда выбрала Северо-Восточную Азию как особенно интересный регион для этого исследования. «Северо-Восточная Азия - это центральный перекресток в предыстории Азии и коренных народов Америки. В самом деле, хотя их популяции генетически связаны, регион очень разнообразен в культурном и лингвистическом отношении», - говорит Хироми Мацумаэ - бывший постдокторант в Цюрихском университете, а ныне профессор Токийского университета в Японии. Ее команда в Цюрихе проанализировала данные по 11 языковым семьям, включая тунгусскую, чукуто-камчатскую, эскимосско-алеутскую, юкагирскую, айнскую, корейскую и японскую. Кроме того, они получили новые генетические данные от носителей нивхского - изолированного языка, на котором говорят на острове Сахалин в Сибири.

Аналогии и различия в генах, языке и культуре

Исследователи сравнили геномы этих популяций с цифровыми данными об их языке (правила грамматики, звуки, списки слов) и их музыке (структура, стиль). «Наши результаты показывают, что грамматика отражает историю популяции более точно, чем любые другие культурные данные. Мы обнаружили существенные корреляции между генетикой и грамматикой», - объясняет соавтор исследования Питер Ранахер из Цюрихского университета.

Например, списки слов отличаются друг от друга по-своему. А поскольку списки слов являются ключевыми данными для реконструкции языковых семей, такие реконструкции остаются неуловимыми в регионе. Исследователи пришли к выводу, что соответствие между грамматикой и генетикой отражает сложный лабиринт вертикального спуска и контактов в предыстории.

Грамматика как зеркало культурной и генетической эволюции

«Благодаря уникальному сотрудничеству генетики и географии с современной цифровой лингвистикой и музыковедением мы смогли сделать еще один маленький шаг к пониманию истории человеческой культуры», - добавляет соавтор Бикель. Для понимания сложной сети культурной и генетической эволюции потребуется дальнейший анализ. Но открытие важности грамматического фактора - это первый шаг в правильном направлении.

[Фото: ru.123rf.com/profile_haritonoff/]