Физики Шринат Кижаккумпурат Маникандан (Sreenath Kizhakkumpurath Manikandan) и Эндрю Джордан (Andrew Jordan) из университета Рочестера в Нью-Йорке предложили интересную гипотезу, которая объясняет судьбу информации частиц, попадающих в черную дыру, по неожиданной аналогии с процессами в суперпроводниках. Их презентацию, сделанную на встрече Американского физического общества 7 марта, пересказывает сайт Science News.

Частица, попавшая в черную дыру, исчезает там навсегда, вместе с информацией о ее свойствах. В 1974 году Стивен Хокинг показал, что черные дыры со временем испаряются, стало быть эта информация уничтожается — но согласно квантовой теории, это невозможно. Возникает «информационный парадокс черной дыры», объяснить который физики до сих пор не могли. Выдвигалось предположение о том, что эта информация каким-то образом содержится в «излучении Хокинга», которое происходит при испарении черной дыры.

Маникандан и Джордан провели неожиданную параллель между падением частицы в черную дыру и переходом электрона из металла в вещество-сверхпроводник. В сверхпроводнике такой электрон образует с другим электроном «куперовскую пару», которая легко скользит через материал. В металле же остается положительно заряженная «дырка», которая перемещается по нему, подобно частице, и имеет спин, аналогичный спину ушедшего электрона.

По мнению физиков из Рочестера, при падении частицы в черную дыру, из нее может вылетать обратно частица противоположного заряда, несущая ту же квантовую информацию. А значит, эта информация даже после испарения черной дыры никуда не девается, как этого и требует квантовая теория.

Физик Джастин Дрессель (Justin Dressel) из Чепменского университета в Оринже (Калифорния) назвал гипотезу коллег «интригующей». Однако, подчеркивает он, для проверки этой аналогии потребуются эксперименты, которые могут ее и не подтвердить.

Напомним, в этом году ученые из МФТИ разобрались, как сверхмассивные черные дыры могут тормозить свое вращение, испуская мощные струи — джеты. А американские астрономы зафиксировали уникальное явление — двойной выброс материи из черной дыры.