Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 383

Студенты МГУ прошли дистанционную практику по ботанике

Студенты МГУ прошли дистанционную практику по ботанике
Чтобы организовать студентам близкое знакомство с родной флорой, преподаватели МГУ решили воспользоваться возможностями iNaturalist – международной платформы для сбора наблюдений за живой природой.

Традиционно студенты-первокурсники факультета почвоведения МГУ завершают год практикой по ботанике, которую проходят на университетской агробиостанции в Чашниково. В этом году от коллективного выезда пришлось отказаться – но не от самой практики. Чтобы организовать студентам близкое знакомство с родной флорой, преподаватели МГУ решили воспользоваться возможностями iNaturalist – международной платформы для сбора наблюдений за живой природой.

С введением режима самоизоляции большинство студентов-почвоведов МГУ разъехались по домам – от Архангельска до Севастополя. Обучение в университете в кратчайшие сроки было переведено в онлайн-формат, но вопрос о проведении практики оставался открытым. В числе прочих рассматривался вариант с переносом на следующий год, но в результате удалось найти решение, благодаря которому учебный план оказался выполнен в полном объеме, студенты помимо знаний получили массу положительных эмоций, замешенных на спортивном азарте, а Россия вышла на пятое место в мире по числу наблюдений на iNaturalist.

Летняя практика по ботанике – это многодневное мероприятие, в ходе которого студенты учатся определять растения в полевых условиях, изучают их морфологические и анатомические особенности в связи с условиями местообитания.

Сотрудники кафедры экологии и географии растений биологического факультета МГУ предложили студентам самостоятельно исследовать окрестные природные пространства – леса, поля, парки – и заносить результаты наблюдений в платформу iNaturalist. При этом преподаватели продолжали курировать онлайн работу студентов: давали советы относительно направлений поиска, отвечали на вопросы, читали лекции, знакомили с возможностями платформы. 

Главный результат практики выражается в цифрах: 4257 сделанных наблюдений, 605 определенных видов. «Большая часть наблюдений наших студентов уже пополнила базу данных citizen science проекта „Флора России“, – рассказывает ведущий научный сотрудник Гербария МГУ Алексей Серёгин, который, собственно, и придумал проводить практику в подобном формате. – Что же касается iNaturalist в целом, то студенты внесли существенный вклад в копилку нашей страны в мировом зачёте. С начала практики Россия сперва обогнала Великобританию, потом ЮАР и теперь вышла на пятое место в мире по числу наблюдений».

На iNaturalist был создан специальный проект «Киберчашки 2020», к которому присоединились студенты и преподаватели. Все наблюдения, сделанные в период практики, автоматически подгружались к проекту.

«Студенты выходили в поле и вводили в систему свои наблюдения, а преподаватели и эксперты смотрели, правильно ли определены растения, – рассказывает младший научный сотрудник кафедры экологии и географии растений биологического факультета МГУ Никита Лавренов. – Многие преподаватели, глядя на карту, давали практикантам рекомендации – куда следует заглянуть. У одних поблизости оказывался лесок, у других что-то ещё, и когда студент делал много наблюдений внутри одной локации, то складывалась картина биотопа, в который он выбрался. Становилось понятно, что это: суходольный луг, зарастающее поле или вытоптанная поляна в местном лесопарке. Потом мы эти „киберполя“ обсуждали как иллюстрации к теории, которую читали на лекциях. В конце ребята составляли сводную таблицу с наблюдениями и учили по ней виды и семейства».

"флора россии" inaturalist ботаника мгу московский государственный университет имени м в ломоносова проект "киберчашки 2020" студенческая практика факультет почвоведения мгу

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.