Пол Тэйлор (Paul Taylor) и его коллеги из Бирмингемского университета и Сэмюэль Ларнер (Samuel Larner) из Университета Астора, оба Великобритания, исследовали связь манеры говорить неправду с культурной принадлежностью. Обнаружилось, что в зависимости от их культурного бэкграунда язык людей меняется, когда они лгут. Подробно о своих результатах исследователи рассказали в статье, опубликованной в журнале Royal Society Open Science.
«Наука давно знает, что язык у людей меняется, когда они лгут, — сказал профессор Тейлор. — Наши исследования показали, что распространенные представления о том, каковы именно эти изменения, верны не для всех культур».
Исследователи попросили участников африканской, южноазиатской, белой европейской и белой британской этнических групп сыграть в игру «Поймай врунишку», в которой они предлагали истинные и ложные утверждения.
Оказалось, что западные лжецы, как правило, реже употребляли местоимения первого лица единственного числа («я»), чем когда они говорили правду. Это известный вывод, обычно его объясняют тем, что лжец пытается дистанцироваться от своей лжи.
Однако при рассмотрении лжи африканских и южноазиатских участников такой закономерности ученые не обнаружили. Наоборот, эти участники чаще употребляли местоимения первого лица и реже — местоимения третьего лица («он/она»). Вероятно, они стремились отдалить от лжи не себя, а свою социальную группу.
Также были отмечены различия в контекстуальных деталях. Белые европейские и белые британские участники следовали известной тенденции к уменьшению объема перцептивной информации в своей лжи. Участники из африканских и южноазиатских стран, напротив, в той же ситуации увеличивали объем перцептивной информации, чтобы компенсировать уменьшившийся объем социальных подробностей.
«Результаты показывают, что лингвистические сигналы обмана не выглядят одинаковыми во всех культурах. Эти различия продиктованы известными культурными различиями в познании и социальных нормах, — продолжил профессор Тейлор. — В отсутствие обучения [сотрудников правоохранительных органов и судебной системы], ориентированного на культуру, суждения человека о достоверности, скорее всего, основываются на опыте или понимания, основанного на исследованиях западной манеры лгать. В таких сценариях ошибочные суждения о правдивости утверждений могут влиять на правосудие.
В сегодняшнем мире, где правоохранительным органам и правосудию необходимо реагировать на большее культурное разнообразие среди подозреваемых, будет важно использовать наши и подобные результаты, для адаптации существующей практики и политических решений, с тем чтобы они обеспечивали справедливость для всех общин в рамках населения страны».
[Иллюстрация: Lancaster University]