Публикация «Синтез, структура и синтетический потенциал арендиазоний трифторметансульфонатов» ученых Томского политехнического университета попала в число 10% самых скачиваемых статей журнала European Journal of Organic Chemistry. Работа посвящена новым видам реагентов на основе диазониевых солей.

«Органический синтез базируется на использовании реагентов, являющихся, по сути основными инструментами осуществления нужных химических превращений. К одним из наиболее широко используемых реагентов относятся диазониевые соли. Они известны уже почти 150 лет, однако имеют ряд принципиальных недостатков — они неустойчивы при хранении и взрывоопасны. Нам удалось получить новое семейство диазониевых солей и показать, что они являются стабильными и безопасными, сохраняя в то же время все полезные свойства. Отсюда понятен интерес химиков к нашим диазониевым солям, поскольку в их руках оказывается удобный и безопасный реагент, который может применяться как в лаборатории, так и в промышленности», — говорит один из авторов статьи, профессор Научно-образовательного центра Н.М. Кижнера Виктор Филимонов.

European Journal of Organic Chemistry публикуется от имени Chemistry Europe — ассоциации 16 европейских химических обществ. Это один из ведущих химических научных журналов, публикующих исследования по синтетической, органической, биоорганической и физико-органической химии.

«Среди работ, опубликованных в период с января 2018 года по декабрь 2019 года, ваши получили наибольшее количество загрузок за 12 месяцев после публикации в интернете. Ваше исследование оказало непосредственное влияние и помогло повысить узнаваемость European Journal of Organic Chemistry», — говорится в сообщении редакции журнала.

По словам ученых ТПУ, результаты исследования, описанного в статье, важны для фундаментальной органической химии и могут быть применены в тонком органическом синтезе.

«Первые диазониевые реагенты семейства арендиазоний сульфонатов получены нами в 2006-2008 годах и уже используются во многих лабораториях мира. Статьи, посвященные им, опубликованы в ведущих международных журналах. Важность этих исследований для органической химии и химии материалов иллюстрируется тем, что они процитированы уже свыше 550 раз. А с появлением нового представителя арендиазоний сульфонатов, описанного в статье European Journal of Organic Chemistry, возможности практического использования этих реагентов существенно расширяются», — поясняет Виктор Филимонов.

Еще одна статья этого научного коллектива ТПУ «Механизм прямого электрофильного ароматического аминирования: электрофил найден квантово-химическим исследованием», опубликованная в журнале Chemistry Select, также вошла в 10 % самых скачиваемых публикаций. Исследование, описанное в ней, относится к области органических реакций и посвящено процессу прямого получения анилина и других ароматических аминов из бензола. Анилин является одним из наиболее востребованных химических продуктов для производства множества полезных веществ, включая лекарства, красители, разнообразные полимеры.

«Существующие методы получения анилина требуют проведения нескольких реакций, что делает процесс более сложным, дорогим и менее экологичным. Поэтому химики давно ищут альтернативные методы синтеза анилина, в частности, через так называемое электрофильное аминирование бензола. Однако механизм протекания этой реакции до сих был непонятен. В нашей статье он описан, выявлены проблемы и подводные камни электрофильного аминирования. Теперь, понимая механизм, можно целенаправленно подбирать нужные условия синтеза анилинов и решить наконец важнейшую химическую проблему, хотя усилий для этого требуется еще много. При этом обе статьи связаны между собою и являются частью масштабного исследования в области диазониевой химии. Для аминирования бензола мы используем особый тип диазониевой соли — впервые полученный в нашей лаборатории аминодиазоний трифлат», — рассказал профессор ТПУ.