Среди льдов Арктики 20000 лет назад существовала морская жизнь

20000 лет назад арктический морской лед зимой покрывал более чем вдвое больше площади, чем сегодня. Тем не менее, между ледяными континентами и замерзшим океаном был небольшой оазис без льда. Там преобладала морская жизнь.

20000 лет назад арктический морской лед зимой покрывал более чем вдвое больше площади, чем сегодня. Тем не менее, между ледяными континентами и замерзшим океаном был небольшой оазис безо льда. Там преобладала морская жизнь, - сообщает портал EurekAlert. Статья опубликована в журнале Nature Communications.

«Когда мы искали доказательства биологической жизни в отложениях на дне океана, мы обнаружили, что между морскими льдами и ледяными покровами на суше, должен был образоваться узкий коридор безо льда, который простирался более чем на сотни километров», - говорит ученый-исследователь Йохен Книс (Jochen Knies) из Университета Тромсё - Арктического университета Норвегии.

Такие районы, свободные ото льда, называют полыньями. Сегодня такие полыньи можно встретить в Антарктиде и Гренландии. Они формируются из-за оффшорных ветров, дующих с близлежащих ледяных покровов, и теплой воды, поднимающейся из глубин океана. В районах с экстремально низкими температурами и небольшим доступом к пище полыньи являются для морских млекопитающих спасительным оазисом. Также они играют большую роль в циркуляции вод в Мировом океане.

Существовали ли подобные "коридоры" с незамерзшей водой в прошлом, выяснить трудно. Однако, обнаружив химические окаменелости водорослей, которые живут в открытом океане и в морском льду, ученые показали, что полыньи должны были существовать во время последнего «максимума» Ледникового периода.

В последующий период резкого изменения климата - около 17 500 лет назад - холодная пресная вода из тающих ледяных "шапок" заставила весь северный океан покрыться густым льдом, и полынья исчезла. Это привело к резкому сокращению морской жизни. Для того, чтобы она восстановилась, потребовалось до 2000 лет.

Исследование имеет международное значение, поскольку оно показывает уязвимость морских экосистем в северных океанах перед быстрыми изменениями климата, а также их способность подстроиться под разные экстремальные климатические условия.

[Фото: EurekAlert]