Ученые из Массачусетского технологического института и Рочестерского университета выяснили, что понятие о справедливом распределении ресурсов зависит от умения считать. Изучая детей племени цимани в Амазонии, которые обучаются навыкам счета в разном возрасте, они пришли к выводу, что после освоения этих навыков меняется и представление детей о справедливости. Не умеющие считать дети считают справедливым делить все поровну, освоившие счет учитывают заслуги и вклад каждого в получение блага. Исследование опубликовано в журнале Developmental Science, о результатах рассказывает сайт MIT.

Сам факт такого изменения понятия о справедливости у детей был зафиксирован уже давно. Было известно, что происходит оно примерно в возрасте 5-6 лет, но почему это случается и с чем связано, было непонятно. Когда поровну разделить никак нельзя или детям говорят, что нужно обязательно решить, кому достанется больше, то и в младшем возрасте они опираются в решении на заслуги — кто работал усерднее, тому и больше.

Несколько лет назад возникла гипотеза, что такой переход от одного понятия о справедливости к другому возникает при обучении навыкам счета. Но проверить экспериментально это предположение было сложно, поскольку в развитых странах все дети научаются считать примерно в одном возрасте (а значит, это возможно возрастная динамика, не связанная с овладением навыком). Такая возможность появилась, когда ученые обнаружили племя в Амазонии, где все дети обучаются счету в разном возрасте — обычно в период от 5 до 8 лет.

Американские ученые дважды посетили племя, в 2013 и в 2014 годах, и протестировали 70 детей в возрасте от 3 до 12 лет. Каждому испытуемому показывали два изображения  детей: они выглядели совершенно одинаково, отличался лишь цвет их одежды. Сообщалось, что эти дети выполняли работу по сбору бананов, и один собран 18 штук, а другой — всего 4. Далее следовало распределить награду за сделанную работу между детьми, испытуемый получал для этого бумажные «печеньки», всегда четное число. Также ученые протестировали уровень развития навыков счета у каждого ребенка.

Анализ этих данных показал, что существует четкая связь между двумя исследуемыми параметрами. Дети, умеющие считать, всегда выделяли больше награды тому, кто работал усерднее и внес больший вклад в дело. А непосредственно от возраста испытуемого его выбор никак не зависел, если ребенок 8 лет еще не умел считать, он по-прежнему делил награду поровну. Таким образом оказалось, что чисто математический навык связан с таким социально ориентированным свойством, как понятие о справедливости.