Сегодня в Российской академии наук состоялся Совет по космосу РАН. На повестке дня ─ проект космической обсерватории «Миллиметрон», результаты китайской Лунной программы и другие вопросы.

Совет по космосу открылся радостным известием: Правительство РФ выделило дополнительные 6,5 миллиардов рублей на Федеральную космическую программу России. Об этом в своем приветственном слове на открытии Совета по космосу РАН сообщил президент РАН Александр Сергеев. В режиме онлайн к Совету по космосу присоединился генеральный директор ГК «Роскосмос» Дмитрий Рогозин. Он рассказал о своем визите в Дубай и переговорах с NASA, Европейским космическим агентством и Мексиканским космическим агентством, а также о модуле МКС «Наука», физической подготовке космонавтов и их адаптации во время полета.

О космической обсерватории «Миллиметрон» членам Совета по космосу РАН рассказал доктор физико-математических наук, руководитель АКЦ ФИАН Сергей Лихачев.

10-метровый космический телескоп «Миллиметрон» предназначен для исследования различных объектов во Вселенной в миллиметровом и инфракрасном диапазонах длин волн от 0,07 до 10 мм. Запуск миссии запланирован на 2030 год. Проект входит в Федеральную Космическую программу 2016-2025 гг. Над проектом «Миллиметрон» коллектив АКЦ ФИАН работает совместно с НПО им. С.А. Лавочкина и ИСС им. М.Ф. Решетнева.

По словам Сергея Лихачева, «Миллиметрон» обеспечивает решение наиболее актуальных научных вопросов астрофизики и космологии. В задачи научной группы проекта «Миллиметрон» входят поиск гипотетических объектов с удивительной топологией ─ кротовых нор, исследование паров воды на кометах и астероидах, изучение структуры галактик, реликтового излучения и др.

О текущем состоянии работ по «Миллиметрону» рассказал заведующий лабораторией АКЦ ФИАН Андрей Смирнов.

Об отработке технологий освоения космического пространства и совершенствования медико-биологического обеспечения дальних полетов в космос и первых результатах исследований рассказал академик РАН, директор Института медико-биологических проблем РАН Олег Орлов. В планах у ученых ─ теоретическое и экспериментальное обоснование методов и средств управлением радиационным риском применительно к межпланетным космическим полетам, разработка фармакологических и водно-алиментарных путей защиты космонавтов от радиации в дальнем космическом полете, разработка технологического комплекса биологической системы жизнеобеспечения и т.д.

В ходе заседания «Научная Россия» пообщалась с ведущими учеными Института космических исследований РАН.

Директор ИКИ РАН А.А. Петрукович — о сегодняшнем заседании Совета по космосу РАН

Академик Л.М. Зеленый — о сегодняшнем заседании Совета по космосу РАН

Сегодня на Совете по космосу РАН ученые также обсудили результаты и планы китайской Лунной программы. С сообщением по теме выступил профессор РАН, доктор физико-математических наук Максим Литвак.

«В отношении исследования Луны сменилась концепция того, куда нужно садиться. Сегодня все ученые сфокусированы на полярных областях Луны, потому что их можно охарактеризовать как реликтовые кладовые вещества, которое скопилось за 4 млрд лет, оно было принесено кометами. <…> Китайская исследовательская Лунная программа стартовала в 2004 году. На данный момент реализовано 5 автоматических миссий, совершено 3 успешных посадки на поверхность Луны. Но при этом полярных миссий и полярных посадок еще не было, они пока  только в планах», ─ рассказал Максим Литвак.

Подробнее о сегодняшнем заседании Совета по космосу РАН ─ в нашем видео.

Совет по космосу РАН. 11 ноября 2021 г.

На следующем заседании Совета по космосу РАН выступит директор ИЗМИРАН с сообщением о работе секции "Солнце" Совета по космосу РАН. Комментарий директора ИЗМИРАН В.Д. Кузнецова