29 мая в 11:00 начинает свою работу Совет по космосу РАН. Важнейшие темы повестки - мониторинг космической погоды, эксперименты на Международной космической станции и российско-американское сотрудничество в исследовании Венеры. 

Среди участников заседания: президент Российской академии наук Александр Сергеев, научный руководитель Института космических исследований РАН академик Лев Зеленый, научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов, член-корреспондент РАН Олег Кораблев.

              Портал "Научная Россия" ведет прямую трансляцию заседания Совета по космосу РАН!

14:10. Заседание Совета по космосу РАН завершено.

14:03. Лев Зеленый предложил Анатолию Петруковичу и Сергею Тасенко направить в Роскосмос предложения, которые сформированы в рамках заседания Совета. 

13:58. Сложная задача, которая стоит перед учеными - выявление не только солнечных вспышек, но и предвспышечных состояний. Это требует серьезного вычислительного потенциала.

13:42. В продолжении темы космической погоды с докладом "О перспективных задачах и фундаментальных основах спутникового мониторинга космической погоды" выступает директор ИКИ РАН, член-корреспондент РАН Анатолий Петрукович. Актуальные задачи, связанные с космической погодой, - мониторинг процессов арктической зоны, создание спутниковой навигации, выявление радиационной угрозы для космонавтов в дальнем космосе. Для их реализации важно сформировать правильную систему мониторинга активности Солнца.

13:34. Росгидромет уполномочен заниматься оперативным мониторингом космической погоды и своевременно информировать государство и население. Поэтому учреждение проводит весь спектр гелиофизических наблюдений. 

13:26. Сергей Тасенко сообщает, что в 2020 году на околоземную орбиту отправится еще один аппарат, который будет оснащен необходимыми приборами для прогноза активности Солнца.

13:19. С докладом о создании спутниковых средств мониторинга космической погоды выступает начальник Управления специальных и научных программ Росгидромета Сергей Тасенко. Космическая погода влияет на спутники, воздействует на здоровье космонавтов и меняет условия функционирования средств связи. Мониторинг космической погоды осуществляют космические аппараты типа "Электрон" и "Метеор". 

13:09. Ликвидировать накопленное загрязнение можно только при тесном международном сотрудничестве ведущих стран.

13:06. Секция, посвященная очистке от космического мусора, была представлена большим числом докладов. Участники конференции предлагали самые разные способы взаимодействия с космическим мусором - от применения лазерных технологий до использования космического мусора как топлива для электродвигателей. 

13:02. Проблема космического мусора, по словам Шустова, носит не только техногенный характер. Влияние оказывают и микрочастицы космической пыли, которые затрудняют работу оптических приборов. 

12:58. Главная мысль доклада состоит в том, что для эффективного решения проблемы космического мусора, имеющей выраженный прикладной характер, необходимо серьезное «подключение» фундаментальной науки и такое подключение должно осуществляться на системном уровне. Ситуация, связанная с космическим мусором, меняется очень быстро. Фрагменты разрушенных спутников и аппаратов представляют опасность для космических исследований и работы в космосе.

12:55. С докладом о проблеме космического мусора выступает  научный руководитель Института астрономии РАН Борис Шустов. В апреле этого года состоялась Всероссийская научная конференция с международным участием «Космический мусор: фундаментальные и практические аспекты угрозы». Проблема космического мусора является самой насущной из списка космических угроз, который также включает астероидно-кометную опасность, проблему «космической погоды» и др. 

12:44. По мнению докладчика, необходимо создать систему спутников, которые будут расположены в разных точках межзвездной среды. Это позволит более точно предсказывать вспышки Солнца и грамотно к ним готовиться. Это особенно важно для космонавтов, которые будут работать на МКС, а в будущем и на лунных станциях.

12:30. Михаил Панасюк подчеркивает, что  уровень радиации в космосе непостоянный и меняется из-за солнечных протонных событий, которые увеличивают дозу облучения, полученную космонавтом. Поэтому, важно правильно прогнозировать солнечную погоду и циклы солнечной активности.

12:22. Следующий вопрос повестки - результаты семинара "Человек в экстремальных условиях". С докладом  выступает  директор НИИ ядерной физики МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Панасюк. Космическое пространство оказывает различное влияние на живые организмы. Важно понять, как те или иные условия влияют на здоровье человека в космосе. Так сильнейшее воздействие на космические аппараты и космонавтов оказывает космическая радиация. Эти радиационные нагрузки зависят от орбиты. "Человек на Земле получает дозу радиации равной 1 мзв в год (миллизиверт), сотрудник атомной станции - 20 мзв в год. Если мы запускаем космонавта в космос, то он получает дозу в 220 мзв в год. А если мы летим на Марс, то по данным Curiosity, доза радиации будет составлять уже 660 мзв в год". 

12:10. Олег Кораблев озвучивает девиз программы - "К Венере вместе! - To Venus together!". По мнению ученого, подобного сотрудничества не было со времен проекта "Союз-Аполлон". "Отправка американских астронавтов на МКС стала рутиной, а проект "Венера-Д" - это что-то новое", - уверен Кораблев.

12:05. В докладе представлены точки посадки - это полярные и экваториальные зоны. 

11:58. Олег Кораблев представляет новые результаты работы по проекту "Венера-Д". "Определены ключевые этапы проекта: запуск, переход на траекторию Земля-Венера, перелет, отделение автономных элементов, отделение спускаемого аппарата. Орбитальный модуль обеспечит не только перелет по траектории Земля-Венера, но и работу научного оборудования. Главные задачи - анализ грунта и анализ атмосферы. Что касается спускаемого аппарата, то здесь будет использован богатый опыт - советский задел на основе посадочного модуля "Венера-ВЕГА"".

11:51. С докладом выступает член-корреспондент РАН Олег Кораблев. В докладе представлены результаты работы российско-американской группы по совместному исследованию Венеры. Кораблев напоминает, что Венера и Земля очень схожи по массе и размерам. Однако другие условия совершенно отличаются от земных - сильнейшее давление атмосферы и парниковый эффект на Венере делает ее непригодной для жизни. Важность изучения Венеры характеризуется тем, что необходимо более точно понять процессы климатической системы планеты. Понимая климатические системы планет земной группы, мы сможем правильно регулировать процессы на Земле, в том числе при решении проблемы парникового эффекта.

11:42. Александр Сергеев отмечает, что необходимо проводить конкурсы РНФ (Российского научного фонда) среди институтов для создания спутников, о которых говорил Алифанов. Хватит ли грантовой поддержки на создание таких спутников? По словам Алифанова, стоимость производства таких спутников в рамках университетов и институтов обойдется в 2-3 миллиона рублей, что вполне соответствует грантовому финансированию. Участники заседания замечают, что в законах о космической деятельности отсутствует раздел образования, поэтому образовательные проекты попадают под определение "нецелевого расходования средств".

11:34. Олег Алифанов подчеркивает, что значимый вклад в образование внесли космические исследования и эксперименты, проведенные на МКС. "За время работы космонавтов на МКС до 2014 года образовательной деятельностью было охвачено 43 миллиона человек - школьников и студентов. В 2006 году их количество  составляло 31 миллион". 

11:24. Докладчик говорит о новом тренде в сфере космических технологий и образования - создание и запуск наноспутников. Такие спутники стоят дешево, при этом их легко производить и обслуживать. Олег Алифанов приводит статистику, в которой представлено процентное соотношение запусков наноспутников по странам мира. Большой вклад в создании и использовании наноспутников внесли США - 56%, страны Европы - 34%. К сожалению, у России малый процент - всего 1,4%.

11:20. Олег Алифанов рассказывает о исследовательских спутниках, которые используются в области космического образования. Некоторые студенческие проекты спутников имели практическое применение - несколько из них были запущены в космос.

11:12. С докладом выступает заведующий кафедрой Московского авиационного института, член-корреспондент РАН Олег Алифанов. Тема доклада - использование космических технологий в образовании. По мнению докладчика, космическое образование - это основа для будущих космических программ России. Большое значение отводится образовательным программам для школьников. Это позволит привлечь новые кадры на уровне высшего образования.

11:05. Участников заседания приветствует президент Российской академии наук Александр Сергеев. Президент напоминает о том, что международное сотрудничество по вопросам космических исследований имеет важное значение для всего человечества. Недавно Александр Сергеев побывал в Азербайджане. "У Азербайджана три спутника. Орбиты спутников были выбраны так, что у агенства появилось большое количество потребителей. АЗЕРКОСМОС выступил с предложением по мониторингу Каспия, связанным с вопросами экологии, добычи полезных ископаемых, разведки морских биологических ресурсов".