0 комментариев 2055

Глава РАН о кандидатной съедобной вакцине от COVID-19

В Институте экспериментальной медицины разрабатывают первую в мире съедобную вакцину от коронавируса. Александр Сергеев прокомментировал уникальную разработку ученых

В Институте экспериментальной медицины (ИЭМ) в Санкт-Петербурге  ученые создают первую в мире съедобную вакцину от коронавируса. Президент РАН Александр Сергеев прокомментировал уникальную разработку коллег из Санкт-Петербурга.

"В мире сейчас зарегистрированы десятки вакцин против COVID-19, и еще сотни разрабатываются. Поэтому возникает вопрос: а можно ли еще что-то придумать в нашем ответе пандемии? На самом деле можно, и то, что сейчас предложили и сделали наши ученые из Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, ─ это абсолютно уникальная разработка, о которой мне очень хотелось бы рассказать.

Мы сейчас уже знаем, каким образом происходит проникновение коронавируса в организм человека. Также наверняка все уже знают о том, что у нас есть гуморальный иммунитет, есть клеточный иммунитет. Многое известно и о различных платформах, на которых построены вакцины от коронавируса: как кандидатные, так и те, что уже используются. Сложилось некое общее представление о том, из чего сделаны такие вакцины: это либо ослабленный вирус, либо вирус, который инактивирован, либо аденовирус. Если же говорить о других платформах, которые сейчас популярны, то это искусственные вакцины, базирующиеся на создании нанообъектов, которые несут в клетку генетическую информацию о каком-то антигене. Казалось бы, у нас уже есть полный спектр и ничего другого предложить нельзя! Но это не так. Наши коллеги из Санкт-Петербурга предложили уникальную вакцину, основанную не на вирусах или генетических фрагментах, которые выделяются из вируса, ─ а на бактериальной доставке. Это совершенно новый подход: методами генной инженерии в кисломолочные бактерии внедряется ген того самого коронавирусного S-белка; и, когда бактерия живет, на ее поверхности происходит продуцирование S-белка. Таким образом бактерия становится похожей на вирус, вызывающий COVID-19. А это в свою очередь провоцирует необходимый ответ организма.

Самое интересное в этой технологии то, что бактерии производятся совсем по-другому, в отличие от вакцин, упомянутых выше. Кроме того, у бактерий, в отличие от вирусов, совсем другой способ проникновения в организм. Эти бактерии, несущие в себе элементы S-белка и вызывающие иммунный ответ, могут быть доставлены через желудочно-кишечный тракт. Это совершенно оригинальный способ доставки. Таким путем, как мы знаем, наш организм получает много бактерий, и наша желудочно-кишечная система прекрасно адаптирована к тому, чтобы вызывать иммунный ответ.

Что еще, помимо метода бактериальной доставки, интересно в этой технологии? Бактерии, в отличие от тех платформ для вакцин, о которых мы с вами говорили, производить гораздо проще. Их можно нарабатывать на любом молочном заводе. Это производство является безопасным и быстрым. Если действительно будет подтверждено в результате доклинических и клинических испытаний, что такая вакцинация эффективно работает, то это откроет совершенно необъятные просторы для производства и распространения этой вакцины. И мы уже видим, что она будет гораздо дешевле остальных вакцин, тех, что разработаны на других платформах. Это создает дополнительный интерес к такой съедобной кисломолочной вакцине.

Наши уважаемые коллеги из Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге, так же, как и наши коллеги из НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи, Института полиомиелита и вирусных энцефалитов им. М. П. Чумакова, а также новосибирского "Вектора", достигли таких успехов не на пустом месте. Несколько лет назад Институтом экспериментальной медицины была запатентована бактериальная вакцина против пневмококка, вакцина против гриппа и другие разработки. На основе таких академических достижений и на основе этой платформы была запатентована и предложена вакцина и против коронавируса. Думаю, это блестящий научный результат, который получен в России. Больше нигде в мире нет таких разработок. Причем этот результат уже доведен до той стадии, когда он может быть интересен инвесторам. Надеемся, что после клинических испытаний эта новая вакцина у нас появится и будет востребована по всему миру".

александр сергеев глава ран институт экспериментальной медицины иэм президент ран ран съедобная вакцина