Международная группа астрономов проанализировала данные, полученные телескопом Хаббл, и составила наиболее полную на сей день карту распределения темной материи в трех кластерах галактик. Свои результаты ученые изложили в статье в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Для этого они использовали тот факт, что гравитационное воздействие галактического кластера может исказить изображения галактик, расположенных еще дальше, увеличивая их и даже создавая множественные изображения, в результате процесса, известного как сильное гравитационное линзирование.

Проанализировав изображения кластера, исследователи выделили фотографии десятков еще более удаленных галактик. Основываясь на распределении и интенсивности этих изображений, они делали выводы о распределении темной материи в галактическом кластере.

Например, в галактическом кластере MACSJ0416 темная материя сосредоточена в двух больших и накладывающихся друг на друга «пузырях», усыпанных сотнями более плотных узлов, окружающих отдельные галактики. Статистические свойства распределения хорошо соответствуют предсказаниям популярной у физиков модели «холодной» темной материи, согласно которой темная материя состоит из тяжелых и медленных частиц, не взаимодействующих друг со другом.

[Иллюстрация: Йельский университет]