Считаете ли вы, что документальный фильм о войне заставляет вас больше грустить, чем драма о молодом человеке, умирающем от рака? По данным нового исследования, результаты которого опубликованы в журнале Consumer Research, зрители и читатели ошибочно полагают, что они будут сильнее реагировать на истории, основанные на реальных событиях.

«Читатели могут специально выбирать художественную, а не документальную литературу, так как думают, что будут меньше расстраиваться из-за вымышленных историй, — пишут Джейн Эберт (Jane E. J. Ebert) из Брандейского университета (США) и Том Мейвис (Tom Meyvis) из Университета Нью-Йорка, — но все происходит совсем не так, вымышленная история заставляет их переживать нисколько не меньше».

Во время просмотра фильма или чтения книги люди настолько сильно поглощены своим текущим эмоциональным состоянием, что просто не берут в расчет вымышленный характер истории. Исследователи проверили это в своем эксперименте. Испытуемым было объявлено, что сюжет фильма, который в скором времени они будут смотреть, вымышленный. Эти зрители, действительно, оценили свое состояние как менее печальное, чем, если бы это был документальный фильм, но только при условии, что в просмотре регулярно делались перерывы, во время которых зрителям напоминали о художественном характере произведения.

В следующем исследовании его участники читали трагическую историю, после чего их спрашивали, при каких условиях они бы расстроились больше — если бы история оказалась реальной или если бы она оказалось выдуманной. Неудивительно, что они выбирали первый вариант ответа. Однако, когда ту же самую историю читала контрольная группа, и одним ее участникам рассказали о документальном источнике сюжета, а другим — о том, что он был придуман, то под конец эксперимента обе эти группы чувствовали себя одинаково.  

Поэтому Эберт и Мейвис отмечают, что приписка к названию книги или фильма «основано на реальных событиях» может быть и увеличивает продажи на время, но сам факт того, что история была реальной, на самом деле, не усиливиет чувства зрителя или читателя.

Фото: ru.123rf.com