Ученые из Университета Сассекса (США) Виктория Рэтклиф (Victoria F. Ratcliffe) и Дэвид Рэби (David Reby) в результате несложного, но изящного эксперимента выяснили, что у собак в восприятии человеческой речи задействованы оба полушария мозга таким же образом, как это происходит у людей. Исследователи описали эксперимент в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Эксперимент был устроен следующим образом. Исследователи сделали аудиозапись короткой фразы «Ну что, пошли», поставили источники звука справа и слева от собаки и смотрели, в какую сторону она повернется. Надо пояснить — сильно упрощая — что левое полушарие человеческого мозга отвечает за различение и понимание слов, а правое, напротив, интонаций и эмоций.

Так вот, результат зависел, от того, как звучала запись. Если фраза была сказана нейтральным тоном с акцентом на каждое слово, то собака поворачивалась направо, то есть активно было левое полушарие мозга. Если же фраза была окрашена яркой интонацией, то животное поворачивалось к левому источнику звука, то есть активно было уже правое полушарие.

Такой результат говорит о том, что собаки воспринимают нашу речь сходным образом, как и мы сами. За восприятие отдельных слов, их фонетической составляющей отвечает левое полушарие головного мозга. За восприятие же эмоциональной окраски и привязки к тому, кто именно говорит, отвечает правое полушарие.  Ранее считалось, что для собак наиболее значимым является интонация и кто произносит фразу. Оказалось же, что они также воспринимают и непосредственно сами слова. В восприятии речи у собак, как и у людей, задействованы оба полушария головного мозга, и их специализация устроена схожим образом. Исследователи предполагают, что это результат процесса одомашивания.

Не можем удержаться от того, чтобы дать ссылку на нашу недавнюю новость о любопытном исследовании, объясняющем, почему собаки пьют воду не так аккуратно, как кошки.