В жизни каждого из нас происходят вещи, которые кажутся нам удивительными. Случайности, соединяющиеся в события, приводят к великим открытиям.

Многие наверняка слышали историю изобретения микроволновки – трагически растаявший шоколад в кармане ученого. Случайность. Перси Спенсер, работающий в компании, которая изготавливала технику для военных нужд, проводил испытания излучателя сверхвысокочастотных волн.

И казалось бы: ученый, высокочастотные волны, испытания. Где же случайность – закономерность! Если бы не шоколадка. Или бутерброд. Источники расходятся, но говорят о том, что еда в его кармане разогрелась, расплавилась, и когда он решил перекусить – обнаружил интересные свойства микроволн. Случайность ли – выходя из дома положить в карман шоколад. Или бутерброд.

Очень похожая история произошла с изобретателем сахарина. Родившийся в России, химик Константин Фальберг работал тогда в университете Джона Хопкинса. Под руководством Айры Ремсена шла работа над производными битума. Однажды вечером, вернувшись из лаборатории домой Констанстин как обычно сел ужинать и обнаружил, что его еда на поверхности сладкая.

Он тут же помчался в лабораторию – вспомнил, что не вымыл руки после работы, и ответ наверняка там. Некоторые источники пишут, что он много чего перепробовал на вкус из колбочек, пока не нашел то, что сладкое. В совместной с Ремсеном статье они написали: «Еще слаще тростникового сахара».

Эдуарду Бенедиктусу приходит идея о небьющемся стекле.

Изображение: © Open University

Вообще вероятность ученому открыть какие-то новые свойства у чего-то исследуемого достаточно высока. А вот вероятность художнику изобрести стекло? Эдуард Бенедиктус как-то писал картину, по случайности обронил колбу с верхней полки шкафа, а она – не разбилась, лишь треснула. (рис.1) Эдуард вспомнил, что в ней хранились остатки коллодия – эфирно-спиртового раствора нитрата целлюлозы. Раствор испарился и оставил после себя тонкую пленку на стенках сосуда.

Да, художник был еще и ученым-химиком. Так появилось небьющееся триплекс-стекло, которое после нескольких экспериментов создал и запатентовал ученый. Тоже достаточно спорная случайность – имея в наличии ученого-химика и испарившийся раствор – вполне закономерно, что может произойти какое-то открытие.

Но вот история про открытие липучки (текстильной застежки велкро) – наверняка случайная, ведь там были лишь собака и инженер… После прогулок с собакой по альпийским лугам, швейцарец и инженер Жорж де Местраль, постоянно снимал с нее репейник, который цеплялся к шерсти. В один из таких дней 1941 года Местраль решил вдруг посмотреть на репейник под микроскопом. Там он, конечно, увидел крючки, благодаря которым собака постоянно приносила репейник домой. Именно в этот момент к нему пришла идея липучки, которую он разрабатывал до конечного варианта и получения патента еще 14 лет.

Через сорок лет после того, как идея, изменившая мир, посетила инженера, это назовут биомимикрией – одной из областей инженерии. Четырнадцать лет работы и правильно настроенный мозг инженера, в который пришла идея применения крючков – есть ли здесь место случайности?

Вот открытие американского химика Спенсера Сильвера кажется достаточно неожиданным. Он вел разработки в лаборатории компании 3М по усовершенствованию свойств акрилового клея – пытался сделать его более устойчивым и крепким. А в процессе работы у него получился совершенно новый продукт – теплостойкий, липкий. Этот новый клей сворачивался в маленькие шарики размером с бумажные волокна, был достаточно прочным, чтобы держаться на разных поверхностях, и при этом – с легкостью отдирался, не оставляя следов. Мы все встречались с этим клеем - именно он на несен на разноцветные листочки для заметок Post-it Notes.

Большей случайностью выглядит выход некролога в газете о смерти Альфреда Нобеля, хотя умер его брат – Людвиг. Ошибка журналиста, а затем и редактора, принесла всему миру Нобелевскую премию и сподвигла многих людей заниматься наукой во благо человечества. Альфред Нобель – разносторонний ученый, обладатель 355 патентов, предприниматель. Иногда пишут – пацифист, который изобрел динамит. В 1888 году, когда умер его брат, французский журналист ошибся, и свет увидел нелицеприятный некролог об Альфреде, а не о Людвиге. Заголовок гласил: «Торговец смертью мертв!», а Альфред описывался как человек, нашедший способ убивать людей быстрее и больше, чем когда-либо прежде.

Чтобы хоть как-то изменить свое наследие, Альфред Нобель завещал практически все свое имущество на присуждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира. (рис.2) С 1901 года более 800 человек получили Нобелевскую премию. Хотя и ошибку журналиста можно списать на отсутствие интернета – вероятность выпустить некролог про не того брата в те времена была весьма высока.

Иллюстрация к патенту Френка Эпперсона

Вот где настоящая случайность – история создания фруктового льда в 1905 году. Здесь сыграл важную роль только один фактор: природа. Не было ученых, исследований, только мальчик 11 лет и мороз. Фрэнк Эпперсон, маленький житель Сан-Франциско, где средняя минимальная температура -4 в декабре, оставил однажды на улице смесь содового порошка и воды на ночь. Слизав утром ледяную смесь с деревянной мешалки, он назвал ее Epsicle (Epperson и icicle - сосулька), и стал продавать всему району. Да, в 11 лет. Только в 1924 году Френк подал заявление на патент, описав свое изобретение как «замороженное кондитерское изделие привлекательного внешнего вида, которое можно удобно употреблять без загрязнения при контакте с рукой и без необходимости в тарелке, ложке, вилке или другом орудии». (рис.3)

Все описанные события, которые изменили ход истории – так ли они случайны, как кажется на первый взгляд? Эйнштейн не верил в случайность вообще и говорил, что человечество еще не знает всех закономерностей Вселенной, а когда узнает – места для случайности не останется. В книге «Божий замысел» Дебби и Ричарда Лоренс есть интересная мысль: чтобы определить параметры всей системы нашей планеты необходимо знать скорость и расположение каждой отдельной ее молекулы, а также – каждой молекулы во Вселенной. Пока мы не можем определить расположение каждой молекулы на Земле и во Вселенной – остается только догадываться, что это было: случайность или закономерность.

Источники:

1. https://tehnikaland.ru/tehnika-dlya-kuhni/istoriya-izobreteniya-mikrovolnovki.html

2. https://www.trud.ru/article/03-04-2013/1291714_mikrovolnovuju_pech_pridumali_uchenye_iz_sssr.html

3. https://www.popmech.ru/history/5801-triplex-kak-izobreli-bezopasnoe-steklo/