Слияние нейтронных звезд ведет к образованию во Вселенной золота

Мощное слияние приводит не только к распространению гравитационных волн, но и лежит в основе зарождения золота и других тяжелых элементов.

Международный коллектив ученых описал, как слияние нейтронных звезд ведет к зарождению во Вселенной золота и других тяжелых элементов. В результате одного слияния может появиться до 8x1022 тонн золота, выяснили ученые. Их статья опубликована в издании The Astrophysical Journal.

Используя данные, собранные в августе 2017 года в ходе слияний нейтронных звезд, которые произошли от 85 млн до 160 млн световых лет от нас, ученые посчитали, что одно такое событие ведет к появлению европия в количестве от 1 до 5 масс Земли и золота — от 3 до 13 масс Земли. Основным источником новых данных стал первый достоверно зарегистрированный всплеск гравитационных волн GW170817. И если слияния с подобными характеристиками типичны, то это легко объясняет то количество золота, европия и других тяжелых элементов, что есть во Вселенной.

Долгое время ученые спорили, какой из процессов «виноват» в появлении таких элементов, взрывы сверхновых или слияния нейтронных звезд. Новое исследование убедительно доказывает, что вторая гипотеза верна.

[Иллюстрация: R. Hurt/Caltech-JPL]