Международная команда археологов под руководством специалистов из Колумбийского университета (США) исследовала последствия катастрофического оползня, произошедшего в древности в архипелаге Кабо-Верде и вызвавшего гигантское цунами, забросившего массивные валуны на огромное плато. Ученые рассказывают, что такие события чрезвычайно редки, но вместе с тем могут быть и чрезвычайно разрушительными, если они случатся вблизи населенной прибрежной зоны. Об исследовании рассказывает Science.

Катастрофа произошла около 73 тыс. лет назад у западного побережья Африки. Ученые уже установили причину — извержение вулкана на Фого, одном из южных островов архипелага. Следы взрыва на краю кальдеры вулкана позволяют представить величину горной секции, которая была уничтожена им. Он был поистине огромен. Сегодня 160 кубических километров породы, которая некогда составляла горный склон, находится на морском дне. А на о. Сантьяго на расстоянии в 55 км от него ученые обнаружили слои песка, принесенного поднявшимся тогда цунами. Точно определить, сколько волн цунами индуцировало извержение, пока не удалось.

Кроме того ученые обнаружили на о. Сантьяго многочисленные валуны, хаотично разбросанные по местности. В общей сложности они описали 49 валунов, начиная от сравнительно небольших, сопоставимых по размеру с домашним холодильником, и заканчивая огромными глыбами, величиной с грузовик и весом более 700 тонн. Ученые считают, что они также появились здесь в результате катастрофического извержения. Принимая во внимание размеры валунов, высоту плато и рельеф местности, они предположили, что цунами, возникшее в результате извержения вулкана, могло раскидать валуны до мест высотой до 270 м над уровнем моря, вплоть до о. Сантьяго.

Исследователи предупреждают, что не следует думать, что этого не повторится — нечто подобное вполне может случиться и в наши дни. Археолог и специалист по древним цунами Джеймс Гофф (James Goff), не принимавший участия в исследовании, рассказывает, что, например, землетрясение, случившееся на Аляске в 1958 году вызвало оползень в бухте Литуйя (США), в результате которого поднялось цунами высотой 525 м. Это была самая высокая волна из зарегистрированных документально.

Для сравнения: цунами, обрушившееся на северо-восточное побережье Японии в 2011 году, имело максимальную высоту в 40 м. Однако поскольку подземная вибрация, вызвавшая ее, была растянутой во времени, волна затопила сотни километров вдоль береговой линии Японии. За океаном в результате этих же толчков поднялась волна высотой 2,4 м и повредила несколько доков и портов в Северной Америке. Менее высокие волны разбились о берег Южной Америки, затопив несколько прибрежных домов.

Цунами, вызываемые извержениями или толчками, локализованными в одной точке, скорей всего, не получают столь широкого распространения, поскольку, поднимаясь очень быстро, волна рассеивается с расстоянием. Однако Джеймс Гофф предупреждает, что природа таких волн до сих пор не вполне изучена.

Он полностью солидарен с авторами нового исследования в том, что разрушительная сила внезапного обрушения склона вулканом или подводного оползня, вызывающих цунами, все еще недооценена. Волны, возникающие в результате таких событий, вполне способны разрушить целые города. Наиболее опасными местами в этом плане Гофф считает самые высокие точки в Тихом океане, где располагаются тысячи вулканических островков. Специалист надеется, что осознание угрозы позволит лучше подготовиться к возможной катастрофе и смягчить ее последствия.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что цунами усиливаются прибрежными островами, а также представляют реальную угрозу для атомных электростанций.