На экономическом факультете (ЭФ) МГУ им. М.В. Ломоносова 12 марта 2025 г. прошла международная научно-практическая конференция «Преподавание иностранного языка экономики и бизнеса в контексте межкультурного взаимодействия». Процесс обучения, взаимодействия студента и преподавателя меняется из года в год, отвечая вызовам современности. В этом году особое внимание на конференции, которая проводится уже около 10 лет, было уделено искусственному интеллекту и тому, как он меняет образовательный процесс.
«Университеты живут традицией. Хочется вспомнить любимый анекдот Виктора Антоновича Садовничего. Приезжает комиссия в Оксфорд, ищет ректора и обнаруживает, что он лежит в гамаке и читает Шекспира. Его спрашивают: “Сэр, кто же управляет университетом?”, на что он отвечает: “Университетом управляют традиции”», — открыл конференцию декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Александрович Аузан.
Модератор конференции, научный руководитель кафедры иностранных языков ЭФ МГУ Любовь Венидиктовна Кулик особо подчеркнула разнообразие представленных на конференции ВУЗов и широту тематики. В этом году конференция состояла из семи разнообразных секций, три из которых проходили очно в Московском университете. Участниками обсуждений и дискурсов стали 22 ВУЗа со всей России и семь факультетов МГУ. Обсуждалось множество тем: кросс-культурная коммуникация, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, традиционные методы преподавания и инновации, которые неизбежно влияют на весь процесс обучения.
«Это уникальная площадка и возможность для научного сообщества. Сегодня представители совершенно разных сфер гуманитарных знаний поделились друг с другом своим опытом, своим взглядом. По одной и той же проблематике у нас совершенно разное видение. И польза подобных встреч как раз в том, чтобы посмотреть на какие-то существующие темы и проблемы с разных сторон», — отметила зам. руководителя Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ Наталья Валерьевна Урсул.
Темой, которой было уделено много внимания в нескольких докладах, стал искусственный интеллект и связанные с ним вызовы для преподавателей и этические вопросы обучения. Многие докладчики отмечали безусловную пользу, которую ИИ приносит образовательному процессу, выступая в роли полезного инструмента для педагога. Однако, неизбежно, использование ИИ может быть связано и с отрицательными последствиями для эффективного обучения студента.
«Нужно задаться вопросом: научился ли чему-нибудь студент в результате выполнения задания, в процессе которого он взаимодействовал с ИИ? Это должен быть договор между студентом и преподавателем. Да, нейросеть могла сгенерировать текст. Но обработал ли студент эту информацию? Погрузился ли в нее? Вытащил ли оттуда смыслы? Или же просто делал это для получения оценки? Пусть студент пользуется ИИ, если он делает это в векторе своего профессионального развития и чему-то учится», — поделилась своими размышлениями главный редактор научно-методического журнала «Иностранные языки в школе» Ирина Петровна Твердохлебова.
Конференция в очередной раз подтвердила, что образование — это динамичный синтез традиций и инноваций и, несмотря на стремительное внедрение искусственного интеллекта, участники сошлись во мнении, что технологии должны не подменять, а дополнять педагогический процесс, сохраняя его гуманитарную суть. А баланс между цифровой эпохой и академическими ценностями может быть достигнут только через диалог между вузами, междисциплинарный обмен опытом и открытость к этическим дискуссиям.