На экономическом факультете (ЭФ) МГУ им. М.В. Ломоносова 12 марта 2025 г. прошла международная научно-практическая конференция «Преподавание иностранного языка экономики и бизнеса в контексте межкультурного взаимодействия». Процесс обучения, взаимодействия студента и преподавателя меняется из года в год, отвечая вызовам современности. В этом году особое внимание на конференции, которая проводится уже около 10 лет, было уделено искусственному интеллекту и тому, как он меняет образовательный процесс.

«Университеты живут традицией. Хочется вспомнить любимый анекдот Виктора Антоновича Садовничего. Приезжает комиссия в Оксфорд, ищет ректора и обнаруживает, что он лежит в гамаке и читает Шекспира. Его спрашивают: “Сэр, кто же управляет университетом?”, на что он отвечает: “Университетом управляют традиции”», — открыл конференцию декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Александрович Аузан.

В МГУ прошла конференция о преподавании иностранного языка экономики и бизнеса. Фото: Никита Ланской / Научная Россия

Модератор конференции, научный руководитель кафедры иностранных языков ЭФ МГУ Любовь Венидиктовна Кулик особо подчеркнула разнообразие представленных на конференции ВУЗов и широту тематики. В этом году конференция состояла из семи разнообразных секций, три из которых проходили очно в Московском университете. Участниками обсуждений и дискурсов стали 22 ВУЗа со всей России и семь факультетов МГУ. Обсуждалось множество тем: кросс-культурная коммуникация, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку, традиционные методы преподавания и инновации, которые неизбежно влияют на весь процесс обучения.

«Это уникальная площадка и возможность для научного сообщества. Сегодня представители совершенно разных сфер гуманитарных знаний поделились друг с другом своим опытом, своим взглядом. По одной и той же проблематике у нас совершенно разное видение. И польза подобных встреч как раз в том, чтобы посмотреть на какие-то существующие темы и проблемы с разных сторон», — отметила зам. руководителя Департамента иностранных языков НИУ ВШЭ Наталья Валерьевна Урсул.

Темой, которой было уделено много внимания в нескольких докладах, стал искусственный интеллект и связанные с ним вызовы для преподавателей и этические вопросы обучения. Многие докладчики отмечали безусловную пользу, которую ИИ приносит образовательному процессу, выступая в роли полезного инструмента для педагога. Однако, неизбежно, использование ИИ может быть связано и с отрицательными последствиями для эффективного обучения студента.

«Нужно задаться вопросом: научился ли чему-нибудь студент в результате выполнения задания, в процессе которого он взаимодействовал с ИИ? Это должен быть договор между студентом и преподавателем. Да, нейросеть могла сгенерировать текст. Но обработал ли студент эту информацию? Погрузился ли в нее? Вытащил ли оттуда смыслы? Или же просто делал это для получения оценки? Пусть студент пользуется ИИ, если он делает это в векторе своего профессионального развития и чему-то учится», — поделилась своими размышлениями главный редактор научно-методического журнала «Иностранные языки в школе» Ирина Петровна Твердохлебова.

Конференция в очередной раз подтвердила, что образование — это динамичный синтез традиций и инноваций и, несмотря на стремительное внедрение искусственного интеллекта, участники сошлись во мнении, что технологии должны не подменять, а дополнять педагогический процесс, сохраняя его гуманитарную суть. А баланс между цифровой эпохой и академическими ценностями может быть достигнут только через диалог между вузами, междисциплинарный обмен опытом и открытость к этическим дискуссиям.