Согласно новому исследованию, проведенному в Токийском университете, один из видов мелких птиц, японская синица (Parus minor), использует движения крыльев в качестве жеста, чтобы передать сообщение «ты первый». Когда спаривающаяся пара прилетает в гнездо с едой, они сидят снаружи на жердочках. Затем один из них часто трепещет крыльями в сторону другого, очевидно, давая понять, что тот должен войти первым. По словам исследователей, это открытие опровергает бытовавшее ранее мнение о том, что жестикуляция характерна только для людей и человекообразных обезьян, и значительно углубляет наше понимание визуальной коммуникации у птиц. Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.

Большой палец вверх, помахать на прощание или указать на книгу на полке – эти и многие другие жесты являются неотъемлемой частью нашего общения. Раньше считалось, что они используются исключительно людьми, но в ходе более тщательных наблюдений за человекообразными обезьянами, такими как шимпанзе и бонобо, выяснилось, что они тоже используют невербальное общение.

В последние годы исследования других животных, таких как вороны и рыбы, показали, что они также используют некоторые простые жесты, чтобы, например, указать на предметы или показать что-то интересное, что называется дейктической жестикуляцией. Однако символические жесты, такие как демонстрация открытой руки в знак «после вас», требуют сложных когнитивных навыков, и убедительных подтверждений существования таких способностей у других животных, кроме человека, не было.

Поэтому ученые из Токийского университета были удивлены, обнаружив доказательства использования символических жестов небольшой дикой птицей – японской синицей. «Я уже более 17 лет занимаюсь изучением этих очаровательных птиц. Они не только используют специфические звуки для передачи определенных смыслов, но и объединяют их во фразы, используя синтаксические правила. Эти разнообразные вокализации побудили меня начать исследование их потенциального использования физических жестов», – говорит доцент Тошитака Судзуки из Токийского университета.

Весной японские синицы образуют брачные пары и строят гнездо в дупле дерева с небольшим входом. Судзуки и его соисследователь Норимаса Сугита, наблюдали за поведением 16 птиц-родителей, размножавшихся в гнездовых ящиках. При кормлении птенцов синицы заходили в гнездо по одной. Исследователи заметили, что, неся еду обратно в гнездо, птицы сначала находили поблизости жердочку, а затем одна из них трепетала крыльями в сторону другой. Детально проанализировав более 320 посещений гнезда, ученые увидели, что демонстрация трепетания крыльев побуждает товарища, в сторону которого трепещут, заходить в гнездо первым, а трепещущего – вторым, определяя порядок входа в гнездо и отражая жест «ты первый», наблюдаемый в человеческом общении.

«Мы были удивлены, обнаружив, что результаты оказались гораздо более четкими, чем мы ожидали. Мы заметили, что японские синицы трепещут крыльями исключительно в присутствии своей второй половинки, и, увидев такое поведение, партнер почти всегда входил в гнездо первым», – объяснил Судзуки. Чаще этот жест выполняли самки, после чего самец обычно заходил в гнездовой ящик, независимо от того, кто из них прилетел первым. Если самка не трепетала крыльями, то она обычно входила в гнездовой ящик раньше самца.

Ученые считают, что такое поведение соответствует критериям, позволяющим отнести его к символическим жестам, поскольку оно происходило только в присутствии самца, прекращалось после того, как самец входил в гнездо, и побуждало самца войти в гнездо без какого-либо физического контакта. Они также отметили, что жест «после тебя» был направлен на товарища, а не на гнездовой ящик, что означает, что он не использовался в качестве дейктического, указывающего на положение чего-то интересного.

Существует гипотеза, что хождение на двух ногах позволило людям сохранять вертикальную позу, освободив руки для большей подвижности, что, в свою очередь, способствовало эволюции жестов. Аналогично, когда птицы садятся на ветки, их крылья становятся свободными, что может способствовать развитию жестовой коммуникации. «Мы продолжим расшифровывать, о чем говорят птицы с помощью жестов, вокализации и их комбинаций. Эта работа не только позволит открыть богатый мир языков животных, но и послужит важнейшим ключом к разгадке происхождения и эволюции нашего собственного языка», – заключили ученые.

[Фото: Suzuki and Sugita, 2024/ Current Biology]