Когда люди ведут беседу, они быстро сменяют друг друга и иногда перебивают. Ученые, собравшие крупнейший в истории набор данных о «разговорах» шимпанзе, обнаружили, что они общаются между собой с помощью жестов по той же схеме. О результатах исследования сообщается в журнале Current Biology.

«Хотя человеческие языки невероятно разнообразны, их отличительной чертой является то, что они построены на быстром темпе. Паузы в разговоре составляют в среднем всего 200 миллисекунд. Но вопрос о том, является ли это уникальной особенностью человека или такая структура есть и у других животных, оставался открытым», – говорит Кэтрин Хобайтер из Университета Сент-Эндрюс (Великобритания).

«Мы обнаружили, что синхронизация жестов шимпанзе и человека при разговоре происходит одинаково и очень быстро, что говорит о том, что в основе этих социальных коммуникативных взаимодействий лежат схожие эволюционные механизмы», – говорит Гал Бадихи, первый автор исследования.

Ученые знали, что человеческие разговоры протекают по схожей схеме среди людей, живущих в разных местах и культурах по всему миру. Было интересно, существует ли такая же коммуникативная структура у шимпанзе, даже если они общаются с помощью жестов, а не речи. Чтобы выяснить это, были собраны данные о шимпанзе в пяти диких сообществах Восточной Африки.

В общей сложности исследователи узнали о более чем 8500 жестах 252 особей. Ученые измеряли время обращения к собеседнику и модели разговора. Выяснилось, что 14% коммуникативных взаимодействий включали обмен жестами между двумя взаимодействующими особями. Большинство реплик состояло из двух частей, но некоторые включали до семи.

Полученные данные свидетельствуют о том, что время обмена жестами схоже с человеческим разговором: короткие паузы между жестом и ответом составляют около 120 миллисекунд. Поведенческие реакции на жесты были более медленными. «Сходство с человеческим разговором подкрепляет описание этих взаимодействий как истинных жестикуляционных обменов, в которых символы, производимые в ответ, зависят от жестов твоего собеседника», – пишут исследователи.

«Мы наблюдали небольшие различия между разными сообществами шимпанзе, что опять же совпадает с тем, что мы видим у людей, где есть культурные особенности в темпе разговора: есть более медленные или более быстрые собеседники», – говорит Бадихи.

По словам исследователей, такое соответствие между человеческим и общением шимпанзе указывает на сходные базовые правила коммуникации. Эти структуры могут восходить к общим механизмам предков. Также возможно, что шимпанзе и люди пришли к схожим стратегиям, чтобы улучшить скоординированное взаимодействие и справиться с конкуренцией за коммуникативное пространство.

«Другим социальным видам не нужен язык, чтобы участвовать в коммуникативных обменах на небольшом расстоянии. Человеческие разговоры могут иметь схожую эволюционную историю с системами других видов, что позволяет предположить, что этот тип коммуникации не является уникальным для человека, а распространен среди социальных животных», – говорит Бадихи.

В будущем ученые хотят выяснить, почему шимпанзе ведут такие разговоры. Особи часто полагаются на жесты, чтобы спросить что-то друг у друга. «Мы до сих пор не знаем, когда и почему возникли эти разговорные структуры! Чтобы разобраться в этом вопросе, нам нужно изучить общение у более отдаленных видов – так мы сможем понять, являются ли эти способы характерными для обезьян или же они общие с другими высокосоциальными видами, такими как слоны или вороны», – говорит Хобайтер.

[Фото: Catherine Hobaiter / University of St Andrews]