Материалы портала «Научная Россия»

Шумеры имели связи с Кавказом

Шумеры имели связи с Кавказом
Российские ученые обсуждают новую трактовку происхождения загадочного народа, который изобрел клинописное письмо на заре исторического периода

Статья российского лингвиста Алексея Касьяна из Института языкознания РАН, опубликованная на днях в Cuneiform Digital Library Journal, предлагает новую возможную трактовку родственных связей древнейшей истории шумеров, анализируя их язык (настолько, насколько фонетика шумерского языка, переданная с помощью клинописи, вообще поддается дешифровке) в сопоставлении с языком хурритов.

Ученым до сих пор не удается обнаружить родственные связи шумерского языка, то есть связать его с каким бы то ни было другим. Надо сказать, что по количеству выдвинутых гипотез на этот счет шумерский держит уверенное первенство среди прочих языков. Вероятно, истина никогда не будет обнаружена — не исключено, что все родственники шумерского просто вымерли.

Однако попытки проследить этнополитическую историю Древнего Ближнего Востока по остаточным языковым свидетельствам не прекращаются. Алексей Касьян применил к шумерскому материалу методы типологии языковых контактов, лексикостатистики и комбинаторики, получив довольно интересные результаты.

Историческая справка:
В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. в Южную Месопотамию (юг современного Ирака) пришли люди, называвшие себя «черноголовые», в современной науке они известны под именем «шумеры». Их язык отличался от семитских языков — тех, на которых говорили племена, появившиеся примерно в то же время или позднее в Северной Месопотами (а также исконно населявшие Месопотамию). Считается, что живым языком шумерский был до конца III или начала II тысячелетия до н. э. Позднее, вплоть до конца I тысячелетия до н. э., шумерские слова широко использовались вавилонянами и ассирийцами как язык культа и учености.
Хуррито-урартская языковая семья состоит из двух близкородственных языков: хурритского (с несколькими диалектами) и урартского. Судя по историческим свидетельствам, хурритский язык звучал на территории юго-востока современной Турции, в северной Сирии и северном Ираке как минимум со 2-й половины III тысячелетия до конца II тысячелетия до н. э. Урартский отмечается в I тысячелетии до н. э. как язык Урарту — государства VIII века до н. э., расположенного на территории современной Армении и окружающих ее земель.
Хурритский и урартский, как и шумерский, — языки агглютинативного и эргативного строя, что типологически сближает их с шумерским и противопоставляет индоевропейским и семитским языкам древнего Ближнего Востока. В отличие от шумерского, хуррито-урартские языки достаточно скудно засвидетельствованы в письменных источниках и тоже остаются без уверенной привязки к генеалогическому древу языков.
Крупнейший востоковед XX века Игорь Дьяконов и великий лингвист-компаративист Сергей Старостин связывали хуррито-урартские языки с северокавказскими (нахско-дагестанскими) языками. Алексей Касьян считает, что современные данные требуют отказаться от такой соблазнительной гипотезы, однако вполне вероятно, что хуррито-урартская группа — действительно дальний родственник северокавказского, енисейского и сино-тибетского праязыков.
Для дописьменного периода хурритский соотносят с куро-аракской археологической культурой, представленной в начале IV — III тысячелетиях до н. э. на территории Южного Кавказа и прилегающих областей Ближнего Востока.

Для сопоставительного анализа шумерской и хурритской лексики Алексей Касьян применил метод автоматизированного сравнения консонантных классов. Это означает, что сохранившаяся базисная (наиболее устойчивая к изменениям в процессе естественной языковой эволюции или вытеснению через заимствования) лексика этих языков представлена в исследовании в упрощенной записи, передающей то, к какому классу относятся входящие в слово согласные звуки. Этот метод сейчас активно используется в разных лексикостатистических исследованиях, давая материал для выдвижения гипотез относительно той или иной генетической привязанности языков. В этой упрощенной записи слова alaq и ʡärx дадут форму HRK, na и ŋoʔ —форму NH; pkʰot и baqʼaθ — форму PKT; wahat и ʍad — форму WT.

Используя такую запись, российский лингвист проанализировал 110-словный список Сводеша для лексики исследуемых языков и обнаружил 6 (при более строгом подходе 5) слов, которые можно считать фонетически связанными. За пределами сводешевского списка фактически никаких других лексических схождений с той же степенью фонетического сходства не обнаруживается.

Исходя из полученных данных, можно вычислить с помощью глоттохронологического метода, что если общий предок шумерского и хурритского языков существовал, он должен был распасться примерно в период около 14 тыс. лет до н. э., то есть за 10 тыс. лет до первой фиксации шумерского в письменности. Это невероятно огромное время. Вряд ли при этом могло быть так, что в нескольких базисных словах прозрачное фонетическое сходство сохранилось, а вся остальная лексика шумерского и хуррито-урартских языков подверглась мощным фонетическим мутациям и теперь не сопоставима друг с другом. Но как объяснить эти несколько слов, которые выглядят очевидно схожими?

Всего автор статьи рассматривает четыре потенциальных варианта объяснения: лексические заимствования из одного языка в другой; генетическое родство; случайное совпадение слов (нулевая гипотеза); языковой сдвиг. Первые две гипотезы, как довольно убедительно обосновывает лингвист, маловероятны с типологической точки зрения.

Перестановочный тест показывает, что вероятность случайного возникновения наблюдаемого фонетического сходства низка: нулевая гипотеза в данном случае показывает вероятность от 6,9% до 0,4% в зависимости от используемых консонантных классов. Принятый в естественных науках порог статистической значимости — 5%. Иными словами, если моделирование дает вероятность случайного появления наблюдаемой конфигурации выше 5%, исследователь и должен рассматривать феномен как случайно обусловленный. Тем не менее при более строгом подходе к определению консонантных классов вероятность случайного совпадения продолжает падать, и нам мы все-таки следует искать какие-либо содержательные объяснения фонетическим соответствиям между шумерским и хурритским.

Алексей Касьян предлагает еще один возможный вариант исторического развития, а именно языковой сдвиг. Один из двух народов в какой-то момент, появившись на территории другого, становится для последнего культурно-политически доминантной группой, а его язык — престижным. В этот момент начинается переход основной массы населения на язык чужаков. Однако в силу тех или иных исторических причин по ряду причин языковой сдвиг мог прерваться на поздней стадии. Именно в этом случае, то есть если какие-либо резкие политико-экономические изменения прервали процесс языкового сдвига на поздней стадии, как показывает Касьян на типологических примерах из современных языков, должна возникнуть ситуация, когда только несколько слов из определенного, самого устойчивого лексического пласта (так называемой базисной лексики) сохраняются в языке в виде реликтовых остатков первоначального языка популяции.

Такая гипотеза предполагает два равновероятных с лингвистической точки зрения исторических сценария. Либо племена, говорившие на диалекте хуррито-урартского языка, пришли с Кавказа в Южную Месопотамию, где и вступили во взаимодействие с шумерами. Шумерская культура оказалась доминирующей, и новоприбывшие начали постепенно говорить на шумерском. Процесс языкового сдвига был по некоей причине прерван, шумеры исчезли с исторической сцены (возможно, они были истреблены?). Тогда те, кого мы знаем под именем шумеров, по происхождению представляют собой хурритские (северокавказские) племена.

Второй вариант — противоположный. Часть шумеров снялась и мигрировала на Кавказ, где переняла прахуррито-урартский язык. И тогда те, кого мы знаем как хурритов и урартов, представляют собой этнических шумеров, перешедших на хуррито-урартский, но сохранивших в языке несколько базисных слов своего первоначального языка.

Археологические свидетельства (в частности, распространие куро-аракской археологической культуры), скорее, могли бы говорить в пользу первого из двух сценариев.

хурриты шумеры языковое родство языковой сдвиг

Назад

Социальные сети

Комментарии

  • Валерий, 22 июня 2015 г. 19:03:57

    І. Начало IV тыс. до н.э. ознаменовалось новой этнической экспансией населения Загросских гор (шумеры).
    Крупный английский учёный-археолог ХХ века Чарльз Вулли, писал: «Если судить о заслугах людей только по достигнутым ими результатам, то шумерам (по праву), должно (здесь) принадлежать почётное, а может быть, и выдающееся место. Если же, учитывать и воздействие, - которое они оказали на последующее развитие истории, то этот народ вполне заслуживает, - ещё более высокой оценки».
    Шумерам принадлежат многие открытия в области астрономии, математики, медицины, сельского хозяйства, инженерного дела, - которыми (до сих пор), пользуется человечество. Им же (приписывается), одно из величайших достижений цивилизации, - изобретение письменности.
    {При этом, не надо забывать, что (одновременно, согласно последним исследованиям индийских учёных, ориентировочно, 4000 лет до н.э. шло формирование корпуса «Риг-Веды» (кроме книг 1 и 10). А используемый (задолго до этого) Посвящёнными индусами, алфавит, был настоящим «деванагари», - или языком Богов (не фонетический алфавит, известный ныне), - представлявшим, собой, - внешние символы (так сказать, знаки, - использовавшиеся, для взаимного общения между богами и посвящёнными смертными); именно, то, что, древние индусские авторы подразумевали, под словом, «бхуталипи», то есть, тот источник, из которого, индусы, впервые, получили знание о письменности…
    Именно, тот источник, из которого, пил Орфей (проходя своё посвящение, - перед приходом на землю будущей Древней Греции…).
    История интеллектуального развития человека свидетельствует о том, что (прежде, чем перейти к рукописному шрифту), человечество (всегда), проходит стадию идеографического (обозначение одним письменным знаком, целого понятия), или пиктографического (отображение сообщения, в виде рисунка, или, последовательности рисунков) письма}.
    Учитывая, что шумеры {как (практически, каждый, - в своё время) и всё население Передней и юга Средней Азии}, были выходцами из районов «Великой Индии», - они были родственны своим соседям: генетически, культурно и религиозно (в своих принципах, пусть и с местным колоритом). В то же время, исследователи отмечают, что шумеры (в определённом смысле) имели и серьёзные отличия: например, языковые; в шумерской мифологии нет (например) зависимости посмертного существования, от поступков, совершённых при жизни. На том свете, чистая вода и покой, обеспечены (только) тем, по ком был совершён правильный погребальный обряд (а также, - погибшим в бою, и, - многодетным).
    Энлиль (в древности), - один из богов плодородия и жизненных сил. Однако, позже (при выходе шумеров на историческую сцену), Энлиль становится властелином Земли, - проявляющимся, - как
    {значительно позже, - у иудеев, (и не только, у них): у всех народов мира, - проходящих эпоху консолидации, эпоху зарождения государственности; - отвечающей за выделение лейтмотива: «Свой—чужой»},
    жестокий и себялюбивый племенной божок «избранного народа». Его постоянный эпитет, - «высокая гора», - как воспоминание о прародине шумеров: восточной горной стране, из которой они пришли, и где, обожествлялись горы…
    [Кстати, об исследованиях Автора; Кавказ (для шумеров), был, - северо-западом. В то же время, - последнее, а также, - определённые языковые отличия, - от живущих, рядом соседей, позволило (ряду исследователей, а не только Автору: интересно, кто у кого, - списал?) отнести их (изначально), - к «кавказским народам».
    По моим представлениям, будущие шумеры имели прямое отношение к тем, - сохранившимся представителям индусских племён, которые (после катастрофы, произошедшей, 74 тыс. лет назад), ушли из Индии, - по побережью Аравийского моря и Оманского залива; через пустыню (тогда ещё, не бывшей, ею), - Южного Белуджистана, - в цветущие долины Загросских гор. Дошли они туда (согласно генетическим исследованиям), - 50 — 40 тыс. лет назад, - сохранив поведение и обряды, - предписанные Законами Ману.
    {Есть и соображения других исследователей: А. Г. Кифишин, И.М. Дьяконов, П. К. Манансала, Я. Браун, Г. Еремин (на мой взгляд, - достаточно близкие к истине), о том, что: шумерский язык может находиться в родстве с языками народов, мунда, - проживающих на северо-востоке полуострова Индостан; и являющихся, - древнейшим доарийским субстратом индийского населения; были обнаружены общие (для шумерского и мунда) показатели местоимений 1-го и 2-го лица единственного числа, общий показатель родительного падежа, числительные; анализ фонемных соответствий между шумерским и старотибетским, словообразование и элементы морфологии.
    Braun (в 2004 году) составил список из 341 лексических соответствий; издал список основных омонимов и синонимов между шумерским и сино—тибетской языковой группой, а также, - список именных префиксов, - совпадающих в данных языках; были выявлены: общее обозначение частей тела, а также, - некоторые сходные термины родства}.
    Согласно Е.П. Блаватской, «Последними из (ныне сохранившихся лемурийцев), является племя, - тода, обитающее в Голубых горах (Нилгири, звучит тоже, по-шумерски), - в Южной Индии. У тода, большие, выразительные, зеленоватого оттенка глаза, "римский" нос, высокий рост, довольно светлая кожа, тонкие губы, каштановые или рыжеватые волосы. У этого народа (живущего высоко в горах), сохранились легенды, - о семи великих царствах за морем, - которыми повелевал, один "властелин кораблей"». Жрецы тода (кроме своего), помнят (ещё) два [!] тайных ритуальных языка: кворжам (кворшам) и кваликатпими; причём, первый, - удивительно похож на шумерский. А Солнце и Луну, они называют, теми же именами, что и - в Шумере, - Уту и Син. Если учесть (из вышеназванного) лингвистические и культурные связи некоторых народов Индии (мунда, нахали, южных дравидов, - тода) - с шумерами, то, - ответ, - о прародине шумеров, - ясен…
    {Что же касается, соображений исследователей, что: имеется «определённое сходство шумерского языка с представителями туранской языковой семьи», в связи, - с «богатством глагольных конструкций»; и в целом, - «структура фонетики шумерского языка, - близка к уральским языкам» (Осмо Пёусти);
    «Строй шумерского языка (в качестве двух основных типологических доминант) содержал: а) агглютинативный характер организации морфем в слове; б) эргативный характер актанктно-предикативных отношений. Шумерскому языку свойственен сингармонизм (в пределах двухсложной основы возможен только один гласный звук) и эргативная структура (глагол—сказуемое, - всегда) замыкает предложение; а актант, - со значением активного действия (всегда), - стоит, первым» (Тюняев А.А.); и другие, то:
    — и уральские, и алтайские, языки, как и шумерский язык (в любом случае, в праоснове своей), - относились к общему ностратическому языку будущей праиндоевропейской общности:
    — привязка шумерского языка к уральским языкам
    {в том числе, и к «туранской языковой семьи», - имея в виду (помимо ираноевропейских); и смешение с тюркским (алтайским) языком},
    Происходит на базе элементов агглютинации тюркского и шумерского языков.
    {Агглютинация («приклеивание» — лат.), свойство многих восточных языков. В агглютинативных языках существуют однозначные правила словообразования, корень слов не меняется, нет предлогов и приставок. Новые слова образуются путём прибавления (приклеивания) к корню, - разных суффиксов и окончаний - по стандартным правилам. При этом, корень остаётся неизменным. В то же время, - индоевропейские языки относятся к флективному типу. У них нет жёстких правил словообразования; существуют, - многочисленные исключения; а в корнях однокоренных слов, происходит чередование (или, исчезновение) гласных. Широко используются предлоги, приставки, служебные слова. Флективность индоевропейских языков способствует их изменчивости. Агглютинативность в сумме - с сингармонизмом (согласование гласных в корнях и аффиксах), - способствует устойчивости языка и предохраняет его, - от внутренних изменений}.
    И именно, это свойство шумерского языка
    {в отличие от претерпевающих существенные изменения иных народов праиндоевропейской общности, -становящихся прото (славяно, ирано, германо, греко, латино и прочими) народами, - с соответствующими изменениями общего праиндоевропейского языка},
    сохранило и его древность (с одной стороны), и некоторую непонятность, - для населения Месопотамии, - начала IV тыс. до н.э. (со стороны другой);
    — При этом необходимо знать и помнить, что шумерский язык является, полисинтетическим языком (особенно, в структуре глагола). В этом языке (практически), все виды актантов имеют согласование в структуре глагола; а также (в нём), полностью соотносятся - морфологическое и синтаксическое выражение эргативной структуры языка. А эргативность, - качественно, иное, - по отношению к тюркским языкам ...
    В то же время (на сегодня, - по утверждению ряда лингвистов), полисинтетизм характерен, лишь, для языков Америки (вспомните, происхождение коренных народов), Новой Гвинеи, Океании, северной Австралии.
    В Евразии полисинтетические языки распространены (только), на Дальнем Востоке; географическое исключение составляет (только), абхазский язык, - в западном Закавказье. Для Африки, полисинтетизм (также), - не характерен.
    {«Энциклопедический словарь»: «Полисинтетизм, не абсолютная, а относительная характеристика языка, один из полюсов континуума «аналитизм—синтетизм— полисинтетизм». Причём, - степень полисинтетизма (того или иного языка) принципиально зависит, - от критериев выделения границы слова»}.
    Таких границ (универсальных) на сегодняшний день, - в лингвистике, - не существует. Например (по моим представлениям), английский язык является (в основном), аналитическим; а русский язык, является, - умеренно синтетическим…
    Подводя итог сказанному во вставке: шумерский язык (при сравнении его с другими языками) показал высокую степень схожести с языками индоведическим и индоиранским, а также (в определённой степени), - со всеми европейскими языками индоевропейского распространения V — IV — середины III тысячелетий до н.э., то есть, - с протоязыками возникающих народов индоевропейской языковой семьи; но (зато), - не показал такой схожести, - с более поздними (по времени) народами Европы (скажем, греками, - середины первого тысячелетия до н.э.].
    ІІ. Хурриты. Куро-аракская энеолитическая культура (3600—2300 гг. до н.э.) располагалась в Центральном Закавказье и (на севере и юге) достигала Дагестана и Урмии. Куро-араксский энеолит, это среда формирования хурритских племен Значение этого наименования (до сих пор), неизвестно. Заслуживает внимания связь, huradi, – «стражник», если это слово (засвидетельствовано в хурритском и урартском, равно как и в новоаккадском, в частности, в ассирийском, языках, а также, в Угарите), действительно, хурритского происхождения. В этом случае следовало бы, выделить суффикс —(a)di, встречающийся, и при других обозначениях лиц. Основа, hur— (со значением, относящимся к военной сфере), вполне может быть, самоназванием этноса. Наконец, надо (ещё) указать на имя, Хурри (принадлежащее спутнику хурритского бога, Бури), и на название города Хурра (в области обитания хурритов).
    {Родство хурритского языка с урартским, - засвидетельствованное памятниками IX—VI вв., - было обнаружено, уже, Сэйсом, Иензеном, и подтверждено, - Фридрихом (прежде всего, - в области лексики). Особый успех был достигнут в работах Дьяконова, а также, и других исследователей (Арутюнян, Benedict, Salvini, Wilhelm), - значительно точнее (чем прежде), выявивших степень родства обоих языков. С учётом этих результатов, и данных о внутреннем развитии хурритского языка , а также, - диалектологии (Diakonoмf , Haas, Wilhelm, Хачикян), сегодня можно определенно сказать, что урартский язык не является более поздним продолжением хурритского. На самом деле, оба языка (независимо друг от друга) представляют собой, ветви общего «праязыка» («прото-хуррито-урартского»), которые (в третьем тысячелетии, уже), - существовали раздельно).
    В то же время, выдвинутые предположения, о связях хурритского и урартского языков, - с кавказскими языками, получили серьёзное подтверждение, - благодаря (собранным Дьяконовым) соответствиям, - выявленным в северовосточнокавказских языках (в особенности, - , в вайнахском и западнолезгинском)}.
    По археологическим данным, проникновение хурритов из Закавказья на Ближний Восток началось (примерно) с середины четвертого тысячелетия до н.э. К началу второго тысячелетия до н. э. они (уже) прочно поселились на юге Малой Азии, в Сирии, Палестине, Северной Месопотамии и в предгорьях Загроса. Культура хурритов составила связующее звено между восточным и западным Средиземноморьем. Основу (для взаимодействия этих культур) заложили обитатели северомесопотамских городов, - сохранивших традиции культуры аккадского периода, заглушенные (на юге Двуречья) почти вековым господством III династии Ура, - с её тоталитарным режимом.
    {В хурритской глиптике, унаследовавшей аккадские традиции (оппонента ранней династики), - доминируют: свободный разброс фигур в поле, многолюдные композиции; появляются маски, - резко отличающие хурритов, в репертуаре сюжетов. Другой наглядный пример можно найти в документации хурритской Аррапхи (бассейн Адейма, притока Тигра, загросские предгорья. , на развалинах царства Аккада, возникло первое (известное нам) хурритское государство. царство Шамши-Адада I (1813—1781 гг. до н.э.), было, - весьма непрочным государственным образованием. Оно находилось в очень сильной зависимости от дипломатического искусства и военного престижа его правителя, и (со смертью, - последнего) неминуемо прекратило свое существование.
    При Шамши-Ададе I Северную Месопотамию наводнили ханеи, - западносемитское племя, которое (вероятно), в дальнейшем, и дало этому региону название, - Ханигальбат. Основой консолидации (здесь) ханеев
    {также, как и хурритов, - образовавших (к XVII в. до н.э.), державу Митанни}, была охранная служба в городах, завершившаяся, - захватом власти в них.
    Митанийская династия опиралась на конфедерации хурритов, - в предгорьях Загроса, в Палестине, Северной Сирии и Малой Азии, - где хурриты прочно поселились (уже) к XIX в. до н. э..
    Все цари (складывавшейся в XVII в.) хурритской империи (в дальнейшем, получившей название, Маиттани, а затем, Митанни), - носили (насколько нам известно), нехурритские тронные имена, из которых (лишь некоторые), имеют бесспорную (или вполне вероятную), индоарийскую этимологию. Характер традиционных имен митаннийских правителей показывает, что в процессах преобразования (происходивших в Северной Месопотамии XVII и XVI вв.), известную роль играли группы носителей индоарийских языков, - связанные с профессией.
    Около 1470 г. государство Митанни распространилось на запад (включив в себя, царство, Халаб), а Парраттарна (царь хурритов) расширил владения Митанни, - до Средиземного моря. ....
    Последние уцелевшие остатки государства Митанни пали жертвой (не столько ассирийски царей, сколько) больших этнических передвижений в Анатолии. Когда ассирийский царь Тиглатпаласар (1114—1076), - после длительного периода внутриполитических осложнений и внешнеполитической слабости (впервые), - двинулся походом, - против земель к северу и северо-востоку, от его царства; он столкнулся (там) с совершенно изменившейся ситуацией. Оказалось, что народ, - называемый, мушку (и большей частью, рассматриваемый, как ,- фригийский), занял хурритские государства, - Алзе и Пурулумзи; а в конце — концов (также), и страну, - Катмухи.
    В связи с походами Тиглатпаласара, мы узнаем об отдельных малых государствах на Верхнем Тигре, на Бохтан— Су, и Битлис—Чае. Часть их наименований, явно, - хурритские, например: Папхе («горное») и Уррахинаш («задние страны» (?). Бесспорно хурритскими, являются, - и имена местных царей: Кили—Тешшуп (сын Кали, Тешшупа), Шади—Тешшуп (сын — Хаттуххе) и другие. По-видимому, хурритский язык был (здесь), ещё, живым, - о чём свидетельствует титул правителя «irrupi»
    {если (конечно), считать правильной его интерпретацию (в качестве, хурритского), ewr—iffə, - «мой господин» ( Gelb)}.
    В горах, к югу от озера Ван, - между Тигром и Нижним Забом (на территории, которую, можно считать, древнейшим районом поселения хурритов), хурритские личные имена сохранялись (по меньшей мере) на протяжении всего времени, - засвидетельствованного ассирийскими источниками.
    ІІІ. Демографические процессы (протекавшие на Ближнем Востоке с конца III и в первой половине II т ыс. до н.э.), в основном, - инициированы миграцией племён амореев, - в Месопотамию; и их (последующей) политикой, - обусловившей вытеснение (оттуда), - значительной части автохтонного населения.
    Массы (вооружённые отряды) этих "черноголовых" беженцев, - хабиру (са—газ)
    {путём переговоров (в том числе, - и о покупке земли), а также (силой оружия) - пытавшиеся обосноваться и закрепиться, - на новых землях}
    (по-видимому), и были, тем основным фактором, - который определял политическую ситуацию в Передней Азии того времени.
    Как показано в Кн.I, после жестокого подавления царём аморейской Вавилонии, - Самсуилуной, - восстания, - в городах Нижней Месопотамии (Ур, Урук, Ларса), - разгромленные боевые отряды повстанцев-хабиру бежали из Вавилонии; и наводнили Малую Азию. Период с 2000 по 1750 гг. до н.э., в Ханаане, обычно связывается, - с распространением в стране "новой, - продвинувшейся сюда (с северо-востока) значительной семитоязычной группы... земледельцев и строителей городов... возродивших городскую культуру и придавших ей, - высокое и быстрое развитие". Этими «высококультурными» семитоязычными переселенцами могли быть, в ту эпоху (исключительно), - "черноголовые", -покинувшие города и нивы Нижней Месопотамии. Беженцы-хабиру повсеместно стремились воссоздать традиционно привычные для них городские условия жизни.
    Племена хаабири
    {эпохи "первой волны" (2023—2003 гг. до н.э.)}
    мигрировали из Месопотамии, - на северо-запад, и расселились в районах, - Дамаска, Катны, Угарита, Алалаха, Кархемиша, Халеба и Эблы (вероятно, к этой поре и восходит традиция, - наименования племён древних евреев, - "палестинскими сирийцами", - дошедшая до Геродота.
    {«Пали», значит, - пастух; а «с¹тан», - земля (вспомните, что часть прасемитов
    (из общего количества прасемитов, вышедших, в своё время, - из Южной Индии),
    имела отношение к индийским тамилам, - поклонявшимся, Сетху; и говорившими, - на «пали»); Палестина (ПАЛИ – СТАН), земля пастухов, стала так называться, - спустя время после прихода туда, племён хаабири «черноголовых»}.

    Вообще, - претендуя на звание учёного, надо более добросовестно изучать обрабатываемый материал: И Шумеры, - не носители вайнахского и западнолезгинского, языков; и хурриты (хотя и пользовались одно время, - староаккадским вариантом клинописи), - последние несколько столетий существования Митанни, - пользовались ранневедическим санскритом; и "черноголовые" (хотя и жили - в древнешумерских городах, из которых были вынуждены бежать, - после неудавшегося восстания), - шумерами не являются, а представляют собой, - два семитских племени: " Шаддат" и "Иуда", - под общим наименованием - "Хаабиру", - ставшими основным стержнем гиксоского завоевания Египта (помимо уже (имевшихся там семитских племён "Лот" и "Авраам"). Видит Бог, - нехорошо, людям "лапшу (на уши) вешать" ... Валерий



Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий