Ученые из Университета Квин Мери в Лондоне установили опытным путем, что шмели имеют продвинутые способности к обучению и могут научиться совершенно новому поведению при условии внешнего стресса. статья об этом опубликована в журнале Science.

Считалось, что маленький мозг насекомых ограничивает гибкость их поведения и позволяет учиться только самому простому. Но эта идея стала сдавать свои позиции, и новая работа также приводит контраргументы.

Ученые поставили эксперимент, в котором шмелей обучали не только на примере других шмелей, но и на примере неживых моделей. Пчел заставляли двигать шар в определенное место, чтобы получить в награду лакомство. Насекомых сначала научили узнавать правильное место шара на платформе. Постепенно, чтобы получить награду, пчелы должны были двигать смещенный шар в определенное место.

Чтобы освоить технологию движения шара, пчелы обучались при одном из трех условий: некоторые пчелы наблюдали, как уже обученные пчелы двигали дальний шар к центру для получения награды, другие смотрели демонстрацию-«призрак», в которой шар двигали с помощью спрятанного под платформой магнита, а третья группа пчел наблюдала шар в центре платформы с наградой безо всякого примера.

Пчелы, наблюдавшие живые примеры или демонстрационные модели, учились решать задачу более эффективно, чем те, кто наблюдал демонстрацию-призрак или действовал без демонстрации. «Пчелы решали задачу иначе, чем было в примерах, что говорит о том, что пчелы-наблюдатели не просто копировали то, что они видели, но улучшили поведение. Это говорит о впечатляющей познавательной гибкости особенно для насекомых», — сказал доктор Олли Лукола (Olli J. Loukola), один из ведущих авторов статьи.

Во время демонстраций ученые помещали три желтых шара на разных расстояниях от центра. Пчелы-демонстранты всегда двигали дальний шар к центру и всегда с одного и того же места, так как во время их обучения ближайшие к центру шары были неподвижны. Необученные пчелы имели три возможности наблюдать, как обученные пчелы выполняют задачу.

На последнем этапе эксперимента, когда этих необученных пчел поместили в условия без присутствия тренированной живой модели, пчелы двигали ближайший шар вместо дальнего шара, как это делала модель. В другом опыте пчелы также использовали шар другого цвета, чем тот, что показывали в примере.

«Возможно, шмели, наряду со многими другими животными, имеют достаточные когнитивные способности, чтобы решать такие сложные задачи, но они будет его проявлять только, если внешние обстоятельства требуют такого поведения», — сказал Лукола.

[Фотография: Iida Loukola/QMUL]