Английские и итальянские химики изучали керамику, найденную в Ливийской Сахаре, и обнаружили на ней следы приготовленных растений. Об этом сообщается в журнале Nature Plants.

Вопрос о том, когда, где и как люди начали готовить еду на огне, вызывает большой интерес и большие споры. Найти следы огня археологам достаточно легко, но для того, чтобы понять, готовили ли на нем что-то, и что это была за еда, надо найти остатки этой еды. В этом случае обычно бесценными находками являются древние помойки и туалеты. Помогают ученым и кости убитых животных — по следам на них можно определить, были ли эти звери приготовлены на огне и вообще употребляли ли люди их мясо? Увы, от съеденных растений практически не остается следов, так что дело здесь обстоит сложнее.

Не случайно доктор Джули Данн (Julie Dunne) из Бристольского университета, возглавлявшая исследование керамики из Сахары, отметила, что «до сегодняшнего дня значение растений в первобытной диете было недооценено» — об этом просто мало что известно. Однако изучив керамику, датируемую примерно VIII тысячелетием до н.э., химики обнаружили на ней явные следы приготовленных растений, от которых на стенках горшков остались растительный воск и растительное масло. Это самое древнее доказательство наличия приготовленных растений, известное на сегодняшний день в мире. При этом, судя по этим остаткам, ученые предполагают, что к тому моменту, когда эти растения приготовлены, они были одомашнены уже около четырех тысяч лет.

Вопрос о том, когда и где были одомашнены различные растения, также сильно интересует ученых. В последнее время, благодаря генетическим исследованиям, получено много новых данных Портал Научная Россия уже писал о новых находках, связанных с одомашниванием кукурузы и о персиках, впервые одомашненных в Китае.

Новая находка в Сахаре явно сможет дать новые сведения о том, как развивался важнейший для всего человечества процесс одомашнивания и использования растений.